Антикоррупционный комплаенс что это
Антикоррупционный комплаенс: контроль процессов в организации
По данным Генпрокуратуры ущерб от коррупционных преступлений за 2020 год превысил 63 млрд руб. Из них:
Также в этой статистике есть информация о том, что взятки до 10 000 руб. чаще всего берут полицейские, педагоги, сотрудники уголовно-исполнительной системы. А самыми коррупционными стали Москва, Республика Татарстан и Ставропольский край.
Наказание за получение и дачу взятки
В качестве взятки могут выступать не только деньги, но и ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, оказание различных услуг. Самая жесткая мера наказания за коррупцию для должностного лица назначается в соответствии с уголовным правом по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» или ст. 291 УК РФ «Дача взятки»:
Юридическое лицо, интересы которого представляет дающий взятку сотрудник, тоже может быть привлечено к ответственности, но к административной, в соответствии со ст. 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица». Компании в такой ситуации грозят многомилионные штрафы, которые могут ощутимо пошатнуть ее финансовое состояние.
Очевидно, что и организациям, и должностным лицам, задействованным в коррупционных преступлениях, светят серьезные меры наказания. Поэтому лучше предотвратить подобные риски, чем разбираться с их последствиями. Сформировать превентивную защиту можно, внедрив в бизнес систему антикоррупционного комплаенса.
Что такое антикоррупционный комплаенс?
Антикоррупционный комплаенс — это комплекс мер по обеспечению соответствия деятельности компании требованиям установленного законодательства, иным обязательным для исполнения документам регуляторов, а также создание внутри организации механизмов выявления, анализа, оценки рисков коррупционно опасных аспектов деятельности и обеспечение комплексной защиты бизнеса от угроз.
Борьба с коррупцией — ключевая задача компании любого масштаба из любой сферы. При формировании системы антикоррупционного комплаенса можно опираться на Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г.). В них Минтруд выделяет 8 ключевых принципов противодействия коррупции на предприятии:
Этапы построения системы антикоррупционного комплаенса
Каждая компания должна выстраивать систему антикоррупционного комплаенса в соответствии со своими индивидуальными потребностями и задачами. Но существует несколько стандартных этапов, которые следует пройти при внедрении этого управленческого процесса:
Обязательными данные шаги не являются. Каждый из них требует детальной проработки с учетом специфики деятельности организации. Но с их помощью можно сделать антикоррупционный комплаенс максимально эффективным.
Антикоррупционный комплаенс
Антикоррупционный комплаенс дает возможность каскадировать ответственность за неправомерные действия от ключевых персон бизнеса до уровня исполнителя или конкретных ответственных лиц в компании. Защита бизнеса с антикоррупционным комплаенсом исключает уголовные и административные риски для ключевых персон.
Статистика коррупционных правонарушений
За 2020 год Следственный комитет РФ возбудил 15 217 уголовных дел по коррупционным преступлениям. Это на 4% больше, чем в прошлом году. При этом размер причиненного материального ущерба от преступлений коррупционной направленности оценили в 58,4 млрд руб., что составляет 11,4% от суммы ущерба, причиненного всеми видами преступлений.
Международное антикоррупционное движение Transparency International опубликовало Индекс восприятия коррупции (ИВК) (Corruption Perceptions Index, CPI) за 2020 год. ИВК — это составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Он выходит ежегодно с 1995 г. и формируется на основе опросов экспертов и предпринимателей, проведенных независимыми организациями по всему миру.
В этот раз Россия набрала 30 баллов из 100 (очень высокий уровень коррупции) и заняла 129 место из 180. Столько же набрали Азербайджан, Габон, Малави, Мали. РФ постоянно находится в аутсайдерах по Индексу, что является показателем отсутствия системного противодействия коррупции.
Законодательная база в сфере антикоррупционного законодательства
Она состоит из законов, подзаконных актов РФ, а также законов иностранных государств экстерриториального действия. Общая обязанность российских компаний разрабатывать и внедрять меры по предупреждению коррупции предусмотрена ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ.
Ответственность за коррупционные нарушения регулируется:
Существуют Методические рекомендации Минтруда РФ по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013 г. Их задача — формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных характеристик.
Среди иностранных законов с экстерриториальным действием можно выделить:
Кому нужна антикоррупционная комплаенс-система?
Бороться с коррупцией необходимо любой компании независимо от сферы ее деятельности, размера бизнеса и локации. Но есть организации, для которых антикоррупционный комплаенс особенно важен:
Также наличие антикоррупционного комплаенса важно для организаций, стремящихся выйти на зарубежные рынки или торговаться на биржах. Один из ярких примеров — МТС. Компания успешно внедрила комплаенс-программу, нормы которой прописаны во всех ее документах. Такое внедрение не только помогло выйти на международный уровень, но также попасть на Нью-Йоркскую фондовую биржу еще в начале 2000-х, где невозможно оказаться, пока регулирование не соответствует местному антикоррупционному законодательству (FCPA).
Преимущества
Малому, среднему и крупному бизнесу необходимо организовать антикоррупционную комплаенс-систему, так как собственники, генеральные директора и главные бухгалтеры несут ответственность за действия всех сотрудников компании. В большинстве случаев ответственность ключевых лиц неограниченна и распространяется на несанкционированные действия персонала.
Если сотрудники компании принимают некорректные решения на местах относительно дачи или приема взятки — за них отвечают ключевые персоны. Антикоррупционный комплаенс позволяет распределить ответственность в отношении коррупционной составляющей и коммерческого подкупа, тем самым, защитив первых лиц бизнеса.
Отзывы клиентов
К комплаенсу у меня личный интерес, поскольку я вижу, что сейчас от контрольно-надзорных органов и государства идет некая политика как по проверке компаний, так и по установлению определенных правил взаимодействия на рынке бизнеса. Поэтому считаю, что необходимо уже даже на малых предприятиях вводить некую систему комплаенс. Смотря на опыт своих компаний, понимаю, что нужно было делать это раньше – возможно какие-то внедренные системы позволили бы избежать многих ошибок.
К повышению уровня знаний в комплаенс меня подтолкнула наша головная организация, которая располагается в Европе, а там комплаенс очень развит. В связи с чем они хотели бы видеть развитый комплаенс и в нашей организации.
Я собираюсь сразу начать имплементировать полученные знания на практике, несмотря на то, что внедрение этих знаний потребует достаточно много времени.
Да, я считаю, что знания в качестве просто отличные. Полученные уровень знаний позволил достаточно быстро справиться с тестом, тем не менее один из вопросов про специализированные виды мошенничества в сфере экономики показался мне сложным.
Безусловно, на базе пройденного курса я буду проводить обучение в нашей компании.
Комплаенс открыл для меня комплекс глобальных мер, которые способны предостеречь от возникновения проблем в бизнесе. Я эти знания оцениваю очень высоко, потому что я сталкивался со всем проблемами, которые мы проговаривали в курсе. Теперь я знаю, какими знаниями и практиками я обладаю, они помогут мне в будущем этого избежать.
Уже по ходу занятий я начал внедрять их, делиться с коллегами, делать какие-то корректировки, другими словами знания работают не завтра, а уже сегодня. Конечно, я буду передавать эти знания дальше, потому что моя задача сделать так, чтобы все коллеги применяли это, пользовались, а я буду наблюдать и дальше распространять это в компании.
Конечно, это огромный плюс. Это шаг для нашего предприятия, приличный шаг для меня. Я вырос!
С Национальной Ассоциацией Комплаенс я познакомилась случайно.
Обучение проходило в течение нескольких дней, можно было обучаться очно, но у меня не получилось приехать, поэтому обучалась удаленно, так сказать без отрыва от производства, держа руку на пульсе тяжело заболевшего предприятия. По окончании сдала итоговые тесты, пообщались по скайпу лично с Владимиром Валерьевичем Балакиным. С этого момента у нас началось сотрудничество с Национальной Ассоциацией.
Надо отметить, что по окончании обучения специалисты ассоциации продолжали помогать решать текущие проблемы предприятия, если у нас была в этом необходимость. Это была квалифицированная юридическая поддержка, которая придала уверенности при реализации антикризисных решений.
Сейчас мы находимся в стадии переговоров по заключению договора проведения аудита с целью последующего внедрения системы Комплаенс на нашем предприятии. Сотрудничество с Ассоциацией придает ощущение полной безопасности для осуществления экономической деятельности, также дает возможность внедрять самые сложные и амбициозные проекты.
Прежде всего я благодарю Национальную Ассоциацию Комплаенс за возможность принять участие в Первом Международном Конгрессе по комплаенс. Было интересно услышать мнение зарубежных экспертов в области комплаенс. Особенно важной для меня была дискуссия по построению в корпорациях функции комплаенс и внедрения комплаенс-программы.
Радостно было отметить наличие схожих взглядов на решение различных задач.
Хочу отметить практическую пользу и возможность использовать в моей деятельности полученной информации, в частности, повышение эффективности комплаенс-программы в моей компании. Было интересно услышать как работают над этой задачей коллеги за рубежом.
От обучения у меня остались только положительные эмоции. Потому что все эти разрозненные крупицы знаний и практического опыта, которые хаотично роились в голове, теперь упорядочены. Я с удивлением узнал, что есть огромная база, некая теоретическая подоснова, и что все это уже разработано. Ведь многие ищут этих решений и не могут их сформулировать. Ни они не могут сформулировать, ни специалисты, к которым они обращаются. А тем временем, есть готовая система, и чем раньше мы начнем по этой системе выстраивать бизнес, тем проще нам будет интегрироваться в мировое экономическое сообщество. Комплаенс – это огромный раздел, который необходимо изучать и внедрять, если мы хотим жить в цивилизованной стране.
Меня зовут Соколовская Оксана, я методолог в банке Зенит.
С огромным удовольствием от руководителя узнала, что есть возможность пройти обучение и согласилась! Курс сильно превзошёл мои ожидания, в первую очередь благодаря организаторам и преподавателям, потому что это энергетика!
Всегда чувствуется когда опытные преподаватели практики могут поделиться тем, чего ты не прочтёшь в учебнике или в нормативном акте. Они тебе рассказывают как устроена жизнь, и, возвращаясь на рабочее место ты возвращаешься в реальную жизнь, а не в учебники.
Это неоспоримая ценность курса, с душой, из практики и очень-очень интересно!
Полный видео-отзыв вы можете посмотреть на нашем канале в YouTube по этой ссылке.
Антикоррупционный комплаенс: как избежать обвинения во взятке
По данным Следственного комитета России и ВС РФ, ущерб от коррупции в 2014 году составил 14,7 млрд руб., при этом за получение взятки было осуждено 1732 человека, а за дачу взятки – 3456 человек. При этом, по статистике, около 25% взяток проходит под видом подарков должностным лицам.
За коррупционные нарушения предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Так, за дачу взятки должностному лицу на компанию могут наложить штраф до 3-кратного размера взятки, но не менее 1 млн руб., за крупную взятку – до 30-кратного размера, но не менее 20 млн руб., а за взятку в особо крупном размере – до 100-кратного размера, но не менее 100 млн руб. (ст. 19.28 КоАП РФ).
Привлечь должностное лицо к уголовной ответственности за преступление в сфере коррупции можно сразу по нескольким составам: коммерческий подкуп, злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве, провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 204, ст. 285, ст. 290, ст. 291, ст. 291.1, ст. 304 УК РФ). Указанные преступления влекут за собой либо крупный штраф в размере от 10-тикратной суммы подкупа и выше, либо лишение свободы до 12 лет в зависимости от состава преступления, а также иные наказания (например, лишение права занимать определенные должности, принудительные работы, арест и т. д.).
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Очевидно, что как для компаний, так и для должностных лиц, уличенных в коррупции, установлены весьма жесткие меры ответственности. А это значит, что лучше предотвратить возможное нарушение. Сделать это можно, внедрив в компании систему антикоррупционного комплаенса. Напомним, комплаенс как часть системы управления компанией подразумевает обеспечение соответствия ее деятельности требованиям законодательства и локальных нормативных актов, а также контроль в этой сфере.
Следует иметь в виду, что сегодня каждая компания обязана принимать меры по предупреждению коррупции (ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; далее – Закон о противодействии коррупции). Это связано с ратификацией нашей страной Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. (Федеральный закон от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ).
Организация системы антикоррупционного комплаенса в компании
ВАЖНО ЗНАТЬ
Взяткой являются не только деньги, но и ценные бумаги (акции, векселя, облигации и др.), а также имущество (например, подарки вне зависимости от их стоимости, если в обмен на них предполагается выполнение со стороны должностного лица определенных действий в пользу дарителя). Кроме того, в качестве взятки может быть квалифицировано и оказание услуг имущественного характера, например, ремонт квартиры, оформление туристических путевок, строительство дома и др. (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»).
Борьба с коррупцией – приоритет для организаций всех видов и направлений деятельности, однако комплаенс как отдельная система управления характерна в основном для коммерческих компаний. Минтруд России выделяет восемь основных принципов противодействия коррупции в организации (Методические рекомендации Минтруда России по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 8 ноября 2013 г.; далее – Методические рекомендации):
Каждая организация вправе построить систему антикоррупционного комплаенса по-своему, но есть несколько общих этапов, которые следует при этом пройти.
Определение ответственного подразделения.
За реализацию функции антикоррупционного комплаенса в компании, как правило, отвечают или юридический, или финансовый отделы, однако в некоторых крупных организациях для этих целей создается в качестве самостоятельного подразделения комплаенс-служба. Функционал ответственных сотрудников напрямую зависит от размера и сферы деятельности компании.
БЛАНК
Так, в комплаенс-службе крупной корпорации иногда создается несколько профильных групп, каждая из которых отвечает за ту или иную комплаенс-функцию (например, финансовый мониторинг, предотвращение конфликта интересов, урегулирование вопроса подарков и др.). В небольшой компании комплаенс-функции может выполнять один сотрудник (комплаенс-менеджер или комплаенс-контролер).
В любом случае следует указать в должностных инструкциях ответственных работников конкретные обязанности, например:
Разработка и внедрение антикоррупционной политики.
Этот локальный нормативный акт является основным инструментом регулирования отношений, связанных с противодействием коррупции в компании (схема 1). Разрабатывать его лучше с привлечением всех заинтересованных подразделений (например, финансового, юридического отдела, отдела по работе с персоналом и др.), устраивая совещания и коллективные обсуждения проекта будущего документа. Кроме того, не лишним будет ознакомить и остальных работников компании сначала с проектом, а затем и с финальным вариантом принятой антикоррупционной политики – для этого Минтруд России советует разместить документ на интранет-портале организации.
Схема 1. Примерное содержание антикоррупционной политики компании
Поскольку одно из самых частых нарушений антикоррупционной политики касается правил дарения подарков от имени компании, юрист газоперерабатывающей и нефтехимической компании ООО «Сибур» Шамиль Салаватов рекомендует обязательно включить в антикоррупционную политику следующее положение: «В случае получения работником в связи с его трудовой деятельностью подарка либо нескольких подарков, совокупная стоимость которых превышает 15 тыс. руб. [или любую другую сумму, которую определит компания. – Ред.], он обязан проинформировать об этом отдел комплаенса [или любой другой альтернативный отдел или ответственного сотрудника. – Ред.], направив сообщение по электронной почте уполномоченного подразделения». А в части предотвращения конфликта интересов эксперт советует дополнить антикоррупционную политику следующей фразой: «Работникам запрещается предлагать, передавать или принимать какие-либо подарки, в том числе в форме услуг или выгоды, если это может вызвать конфликт интересов».
Гузаль Махмудова, независимый эксперт в области противодействия корпоративному мошенничеству и коррупции, член Ассоциации специалистов по расследованию хищений (ACFE):
«В некоторых случаях правильно организованная система комплаенса поможет компании избежать ответственности. Например, обратимся к решению Сыктывкарского городского суда № 12-235/2014 от 14 марта 2014 г. Сотрудник компании-дистрибьютора передал взятку врачу государственной больницы за то, чтобы последний разместил государственный заказ, в который были включены товары, продаваемые дистрибьютором, а также за победу в аукционе и общее покровительство в дальнейшей деятельности. Сумма взятки была перечислена на личный счет посредника, который затем передал деньги врачу. В отношении компании было возбуждено административное производство по ст. 19.28 КоАП РФ («Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»). Однако суд установил, что организацией были предприняты все зависящие от нее меры по соблюдению действующего законодательства о противодействии коррупции, в том числе утверждено Положение о соблюдении антимонопольного и антикоррупционного законодательства, с которым сотрудник, давший взятку, был ознакомлен. В компании были предприняты меры по профилактике коррупции, а значит, сотрудник действовал в своих личных интересах, заключил суд. В результате производство по делу об административном правонарушении в отношении организации-дистрибьютора было прекращено. Ответственность за нарушение закона в данном случае несет только передавший взятку сотрудник».
Выявление наиболее рисковых для бизнеса процессов.
Минтруд России рекомендует выделить «критические точки» для каждого бизнес-процесса компании и составить описание возможных коррупционных нарушений в каждой из этих точек. Такое описание должно включать в себя:
На основании проведенного анализа ведомство советует подготовить «карту коррупционных рисков организации» – сводное описание «критических точек» и возможных коррупционных правонарушений (подразд. 3 разд. IV Методических рекомендаций).
Гузаль Махмудова предлагает выделять коррупционные риски исходя из субъектов и объектов взаимоотношений: «Субъекты – это участники транзакций. Например, покупатели и сотрудники. Покупатели могут быть посредниками и конечными потребителями. Очевидно, что взаимодействие с посредниками более рисковое, чем с конечными потребителями. Потенциально рисковыми объектами взаимоотношений с посредниками могут быть следующие: предоставляемые бонусы и скидки, подарки и развлекательные мероприятия, бесплатные образцы продукции и т. д. На этих объектах необходимо сосредоточить контрольные мероприятия, чтобы избежать злоупотреблений при совершении этих транзакций».
При оценке коррупционных рисков нужно учитывать также природу, разнообразие, сложность, масштаб, объем и размер транзакций. Чем они сложнее, тем больше вероятность того, что за ними могут скрываться незаконные выплаты.
Госзакупки также могут таить в себе коррупционные риски, связанные с принятием заявок на участие в конкурсе и определением его результатов, – поэтому если компания является участником госзакупок, акцент в системе антикоррупционного комплаенса должен быть сделан на работе с сотрудниками контрактной службы (контрактным управляющим).
Обучение сотрудников.
Чаще всего тематические тренинги и семинары для работников касаются теории (например, юридической ответственности за нарушение антикоррупционных норм, разъяснения положений локальных нормативных актов, повторения порядка действий при выявлении факта коррупции и т. д.). Однако не менее эффективно обучение сотрудников, в том числе в игровой форме – рассмотрение кейсов, проведение индивидуальных и коллективных мастер-классов и т. п. Например, можно распределить между участниками роли, раздать задачи и попросить урегулировать спорный вопрос в соответствии с действующей в компании антикоррупционной политикой.
Работник ООО «Альфа» как частное лицо получил значительную скидку на продукцию компании ООО «Бета». В трудовые обязанности упомянутого сотрудника входит контроль за качеством товаров, предоставляемых ООО «Альфа» контрагентами, в том числе и ООО «Бета».
Вопрос: какое решение стоит принять руководству в отношении указанного сотрудника?
Варианты ответа: отстранить работника от исполнения указанных обязанностей или провести с ним беседу, в ходе которой ему будет рекомендовано отказаться от предоставленной контрагентом скидки во избежание конфликта интересов.
Проводя антикоррупционную политику, особое внимание стоит уделить вопросу сообщений о факте коррупции с участием фирмы – для этих целей организации, как правило, создают телефонную «горячую» линию и/или соответствующий раздел на сайте. Однако среди российских компаний практика сообщений о коррупции пока применяется не так успешно, как в зарубежных организациях. Виной всему сравнение подобных сообщений с «доносительством», которое в нашем обществе не только не приветствуется, но и, скорее, осуждается. В связи с этим важно донести до сотрудников идею верховенства закона и разъяснить, что бездействие – это соучастие в преступлении, часто не менее губительное для репутации фирмы, чем само преступление.
Комплаенс-аудит и оценка результатов проведенной работы
Оценить эффективность антикоррупционной политики можно с помощью аудита ее реализации – внутреннего и/или внешнего. Внутренний аудит направлен на проверку реализации антикоррупционной политики компании, надежности и достоверности финансовой отчетности, а также на обеспечение соответствия деятельности организации требованиям закона и локальных нормативных актов организации. Обязанность его проведения лежит, как правило, на комплаенс-менеджере (или комплаенс-службе), который может привлекать для этой работы специалистов профильных отделов (бухгалтеров, юристов и др.).
Главной целью внешнего аудита является анализ соответствия системы комплаенс-контроля в компании требованиям национальных и международных регуляторов, а также передовым российским и зарубежным практикам. Для этих целей сотрудники комплаенс-службы привлекают экспертов, не являющихся сотрудниками компании. Итогом работы внешнего эксперта являются заключение об эффективности осуществляемой компанией деятельности в сфере борьбы с коррупцией, а также рекомендации по повышению качества работы комплаенс-службы. Исчисляя налог на прибыль организации, затраты на внешний аудит следует отнести к расходам на консультативные услуги (подп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).
По результатам всех действий, предпринятых комплаенс-службой, проводится итоговая оценка реализации антикоррупционной политики в организации – составляются отчетные материалы о проведенной работе, указываются достигнутые результаты, определяются способы совершенствования проводимых антикоррупционных мер. Полученная информация доводится до сведения руководства компании.
Обязательными данные меры не являются и каждая из них требует более детальной проработки с учетом специфики деятельности компании, однако с их помощью руководство может сделать антикоррупционный комплаенс еще более эффективным.
На данный момент методы противодействия коррупции только начинают активно внедряться российскими компаниями, однако стоит отметить, что организация грамотного комплаенса – это эффективная мера борьбы с коррупцией внутри каждой организации и надежная защита ее интересов. Главное, не останавливаться на достигнутом. «Работа по построению системы комплаенса не заканчивается никогда. Это динамичный процесс: риски меняются с изменением масштабов бизнеса, с появлением новых видов транзакций, с изменением законодательства и конкурентной среды. И задача комплаенс-службы – идти в ногу с этими изменениями, перестраивая свои методы работы, пересматривая риски и работая над способами повышения корпоративной культуры компании на новый уровень», – подытоживает Гузаль Махмудова.