Как использовать эцп на госуслугах
Работа на Портале Госуслуги gosuslugi.ru
Если у вас уже есть квалифицированная электронная подпись (в дальнейшем КЭП), полученная у нас, то с ней можно работать на портале Госуслуг в качестве Физического лица, Индивидуального предпринимателя или Юридического лица, в зависимости от того, на кого выдан сертификат (ФЛ/ИП/ЮЛ).
Чтобы получить доступ ко всем электронным услугам портала и иметь возможность создать учётную запись ИП или ЮЛ, нужно иметь подтверждённую учётную запись Физического лица. Подтвердить её можно с помощью Квалифицированной электронной подписи (КЭП).
Первичная регистрация учетной записи ЮЛ возможна только с использованием сертификата на руководителя организации или представителя, имеющего право действовать от имени организации без доверенности.
Если в организации филиальная структура, первичную регистрацию со своим КЭП на Госуслугах должен осуществить руководитель головной организации.
Если от имени организации клиента в качестве единоличного исполнительного органа действует управляющая компания, то в сертификате должны быть указаны данные руководителя Управляющей компании и реквизиты управляемой компании.
Настройка рабочего места, ошибки при работе
Для обеспечения работы с порталом Госуслуг достаточно пройти диагностику и выполнить рекомендуемые действия, дополнительно выбрав «Плагин для Портала Госуслуг». Информация по настройке компьютера для работы с ЭП на сайте Госуслуг находится в разделе «Работа с электронной подписью».
При входе в личный кабинет по электронной подписи может потребоваться пин-код от вашего токена, стандартные коды можно посмотреть здесь.
Если при работе на портале у вас возникают технические ошибки, воспользуйтесь статьей «Ошибки при работе на портале Госуслуг gosuslugi.ru»
Проверка подлинности ЭП
На Портале Госуслуг есть раздел «Подтверждение подлинности электронной подписи». На этой странице можно проверить подлинность:
Примечание:
— Проверить можно только сертификаты КЭП и подписи, созданные сертификатами КЭП;
— Документы подписанные с отметкой времени (усовершенствованной подписью) проверку не проходят;
— Предоставляемые услуги носят информационный характер и не могут быть использованы в качестве доказательств в судах различных инстанций.
Электронная подпись для портала Госуслуг
Юридические и физические лица могут решать повседневные задачи без визита в различные госорганы. Это можно делать в электронном виде, зарегистрировавшись на портале gosuslugi.ru. Один из способов получить полный доступ ко всем услугам — заходить с помощью квалифицированной электронной подписи.
Какие электронные госуслуги будут доступны
Использовать все возможности Госуслуг могут только пользователи с подтвержденной учетной записью. Чтобы получить такой статус учетной записи, нужно зарегистрироваться на портале, заполнить основные данные и подтвердите личность — для последнего шага подойдет квалифицированная электронная подпись (КЭП).
Вот список самых популярных услуг и сервисов, которые будут доступны вам после того, как вы получите подтвержденную учетную запись на Госуслугах:
Пользователи портала gosuslugi.ru получают скидку 30% при оплате госпошлины через интернет. Скидка распространяется на ряд популярных услуг: получение или замена водительского удостоверения, регистрация автомобиля, выдача заграничного паспорта и др. Корме того, можно оплатить со скидкой штрафы ГИБДД.
Как зарегистрироваться на портале Госуслуг
Чтобы получить полный доступ ко всем электронным государственным услугам, нужно подтвердить свою личность. Это можно сделать тремя способами:
Какая электронная подпись подойдет для портала Госуслуг
Для доступа к личному кабинету портала Госуслуг подойдет любой квалифицированный сертификат электронной подписи, в котором указаны ваши данные:
Получение электронной подписи (до 2014 года называлась электронная цифровая подпись, ЭЦП) состоит из нескольких этапов:
Подготовив необходимые документы, вы получите ЭП для физических лиц на ключевом носителе — токене, который похож на флешку. Вся процедура займет около суток. Сертификат электронной подписи будет действовать в течение 1 года или 15 месяцев, по истечении этого срока его нужно будет продлить.
Как использовать эцп на госуслугах
Успешная проверка данных переводит учетную запись из «Упрощенной» в «Стандартную».
1.2.Далее входите в личный кабинет по логину и паролю, которые указывали при регистрации.
1.3. После входа по логину и паролю выбираете Ваши ФИО.
1.4. Выбираете «Настройки»-«Настройки безопасности»
1.5. Включаете «вход при помощи электронной подписи»
И в открывшемся окне, вводите пароль от Вашего личного кабинета госуслуг и нажимаете «Включить»
Выходите из личного кабинета и проделываете действия из пункта 1.1.
2. После того, как Вы полностью проделали 1 этап, можете подтвердить личность Усиленной квалифицированной электронной подписью.
Для этого необходимо:
· Установленная электронная подпись (далее ЭП), от аккредитованного удостоверяющего центра (далее УЦ). ЭП может быть записана на рутокен, етокен, флеш-накопитель или в реестр.
· Действующая версия КриптоПро CSP (на данный момент, актуальной версией считается КриптоПро 4.0. Скачать можно по ссылке https://taxnet.ru/disk/referent/kriptopro-csp_1/ ).
· Браузер, желательно Google Chrome (наиболее корректно работающий на данном портале)
2.1. Если у Вас имеется все необходимое, после пункта 1.1, Вы выбираете «Вход с помощью электронной подписи»
2.2.Далее «Готово». Если Ваше рабочее место корректно настроено, должен отобразиться выбор подписей на все ЮЛ, ИП и ФЛ, которые находятся на Вашем ПК и соответствуют требованиям госуслуг. После чего вводите пароль от Вашей ЭП.
2.3.Если рабочее место настроено не корректно, вместо выбора организации у Вас выйдет оповещение следующего характера
Необходимо установить плагин (Plugin для работы с ЭП), который предлагается самим порталом госуслуг. После перехода по ссылке Вам предложится, исходя из характеристик Вашей системы, плагин – окно 1. Если Вы не согласны с автоматическим определением и хотите выбрать плагин под другую систему, для Вас окно 2.
Так же необходимо установить расширение для браузера.
После установки плагина и расширения рекомендуется перезагрузить браузер, если все установлено и работает, на сайте госуслуг должен появиться значок портала (для браузера Google Chrome).
Дополнительные настройки для браузера:
Необходимо перезапустить браузер после установки плагина.
Как получить электронную подпись для портала госуслуг?
Нужна ли электронная цифровая подпись для портала госуслуг
Чтобы понять, нужна ли электронная подпись для портала госуслуг, необходимо вначале сформировать общее представление о назначении этой подписи.
Законом «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ установлено 3 типа ЭЦП, характеристика которых дана ниже в виде схемы:
Получается, что для госуслуг нужно оформлять ЭЦП:
Подробнее о квалифицированной подписи и ее применении читайте в нашем ознакомительном материале «Усиленная квалифицированная электронная подпись — что это такое?».
Таким образом, мы определились, для каких госуслуг нужна простая подпись, а для каких — квалифицированная. Теперь перейдем к разъяснениям о том, где и как получить ЭЦП для госуслуг и можно ли ее оформить бесплатно.
Создание простой электронной подписи для госуслуг
Для того чтобы создать простую ЭЦП, необходимо зайти на главную страницу портала госуслуг, найти в правой части окошко «Вход в госуслуги» и нажать на кнопку «Зарегистрироваться» (как показано на рисунке ниже). Далее вводим свою фамилию, имя, номер телефона (или почты) и регистрируемся. На указанный номер телефона (или на адрес почтового ящика) придет подтверждающий код (или ссылка). Вводим полученный код (или переходим по присланной ссылке) и нажимаем кнопку «Подтвердить». Указываем личный пароль, который будет применяться при дальнейшем входе на госуслуги.
Далее заполняем все стандартные сведения, устанавливающие личность (паспортные данные, ИНН, СНИЛС), и выбираем способ подтверждения введенных данных:
После того как внесенные в личном кабинете сведения будут подтверждены Центром обслуживания или «Почтой РФ», простая ЭЦП для портала госуслуг будет считаться созданной.
О мерах предосторожности, связанных с созданием простой подписи, читайте в нашей статье «Как сделать простую электронную подпись?».
Где взять квалифицированную электронную подпись для госуслуг
Квалифицированную ЭЦП так быстро и просто сделать не получится. Для ее оформления необходимо будет обратиться в один из аккредитованных удостоверяющих центров, представленных на сайте Минкомсвязи РФ. Там есть удобный сервис «Найдите ближайший удостоверяющий центр», который после ввода нужного адреса выдаст готовый перечень всех близлежащих центров. Далее необходимо выбрать наиболее подходящий и перейти к оформлению квалифицированной подписи.
Оформление квалифицированной электронной подписи для госуслуг физлицами
Для получения квалифицированной электронной подписи для госуслуг нужно будет совершить несколько последовательных действий, описанных ниже.
Как создать заявку и подготовить документы для получения электронной подписи для госуслуг
Перед подачей заявления на квалифицированную ЭЦП физлицу необходимо подготовить 3 документа:
Почти все удостоверяющие центры осуществляют прием заявок на получение ЭЦП в электронном виде. То есть для подачи первоначальной заявки на сайте аккредитованного центра заполняется бланк электронного заявления. В частности, нужно указать следующие данные:
Затем выбрать нужный вид заказываемой подписи и нажать кнопку «Отправить заявку».
Как заказать ЭЦП для госуслуг в удостоверяющем центре
После рассмотрения заявки менеджер аккредитованного центра созванивается с заказчиком и обговаривает порядок предоставления паспорта, СНИЛС и ИНН. Обычно заказчик по согласованию с менеджером направляет сканы этих документов на электронную почту удостоверяющего центра, а оригиналы подвозит уже по факту получения квалифицированной ЭЦП. Таким образом, ему не приходится посещать аккредитованный центр несколько раз.
Как получить носитель ключа электронной подписи для портала госуслуг в удостоверяющем центре
После отправки заявки, подтверждающих документов и согласования их данных с менеджером удостоверяющего центра заказчику высылается счет (квитанция) на плату за электронную подпись. Заказанная ЭЦП изготавливается в среднем 1–2 дня после того, как заказчик оплатит выставленный ему счет.
Получать готовую ЭЦП нужно по оригиналам подтверждающих документов (паспорт, СНИЛС) в офисе удостоверяющего центра. Некоторые центры практикуют доставку ЭЦП курьером по любому адресу, указанному заказчиком. В таком случае клиенту не нужно вообще посещать аккредитованный центр.
Получение квалифицированной электронной подписи (ЭЦП) для госуслуг юридическими лицами
Порядок получения квалифицированной ЭЦП для госуслуг юридическими лицами аналогичен порядку, описанному выше. Но есть одно дополнение — помимо паспорта, СНИЛС и ИНН сотрудника, на которого оформляется квалифицированная подпись, нужны следующие документы:
Как бесплатно получить или сделать электронную подпись для госуслуг
Без осуществления денежных трат оформить получится только простую ЭЦП — по той причине, что она создается самим пользователем госуслуг. О том, как бесплатно создать электронную подпись для госуслуг, мы уже рассказывали во втором разделе нашей статьи. За квалифицированную электронную подпись для госуслуг как юридическим лицам, так и физлицам придется заплатить порядка 5 тыс. руб., так как ее изготовлением занимаются специализированные центры, работающие на коммерческой основе. Стоимость может отклоняться в большую или меньшую сторону от указанного выше усредненного ценника в зависимости от региона и ценовой политики аккредитованного удостоверяющего центра.
Итоги
Таким образом, для портала госуслуг понадобится либо простая ЭЦП (если планируется запрашивание справочной информации и использование различных сервисов госуслуг), либо квалифицированная подпись (если планируется обмен через госуслуги юридически важными документами). Для создания простой ЭЦП необходим сам портал госуслуг, где можно бесплатно получить электронную подпись для госуслуг, и ближайшее отделение МФЦ или «Почты России». Для оформления квалифицированной ЭЦП нужно будет обратиться в один из аккредитованных удостоверяющих центров, где получить электронную подпись для госуслуг можно будет только на платной основе.
Если ЭЦП нужна вам для других целей, то вы можете сделать ее самостоятельно. Как? Читайте материал «Как сделать самому электронную цифровую подпись?».
О подписи документов с использованием цифровой подписи читайте также в статье «Как подписать документ электронной цифровой подписью?».
Какую ЭЦП выбрать юридическому лицу, смотрите в статье «Какая ЭЦП подходит для использования юридическим лицом?».
ЭЦП для госуслуг для юрлиц и физлиц: как оформить
На портале госуслуг можно получать предоставляемые государственными органами услуги онлайн из дома или офиса, не посещая лично различные ведомства. Отправка запросов и оформление документов происходит через интернет. Для этого требуется пройти на сайте регистрацию, создать там учетную запись. Она может быть следующих видов: Упрощенная, Стандартная или Подтвержденная. Для Стандартного и Упрощенного аккаунтов перечень доступных услуг ограничен. Пользоваться всеми функциями портала позволяет Подтвержденный аккаунт. Доступны несколько способов подтверждения личности на портале Госуслуги, и один из них — с помощью квалифицированной ЭЦП.
Из этой статьи вы узнаете, зачем нужна ЭЦП, какова процедура ее оформления для компаний и физлиц, платно это или бесплатно.
Назначение ЭЦП для госуслуг для юрлиц и физлиц
ЭЦП — программный продукт, посредством которого подписывается электронная документация для подтверждения ее подлинности. Посредством шифрования формируется уникальное сочетание символов для идентификации лица, ставящего подпись.
Законом № 64-ФЗ «Об электронной подписи» (ст. 5) определяются 2 типа ЭЦП: простая и усиленная. Простая реализуется в виде кода, пароля и иных способов идентификации пользователя и применяется как средство подтверждения совершаемой им операции (например, для снятия средств с платежной карты). Усиленная делится на 2 подвида: НЭП (неквалифицированная) и КЭП (квалифицированная). Обе имеют криптографический ключ, записываемый на USB-носитель.
НЭП подходит для подписания документации компании (например, для бухгалтерских документов). Функцию подтверждения ее подлинности выполняет сертификат, выдаваемый удостоверяющим центром (УЦ). Но сфера использования НЭП ограничена, эта подпись не годится для документов, содержащих гостайну.
КЭП применяется для документации, имеющей юридическую значимость, при ее передаче через порталы услуг и другие каналы связи. У нее максимально возможный уровень защиты, ее юридическая сила такая же, как у реального автографа, выполненного вручную. Сфера использования широкая: получение госуслуг, участие в госзакупках и др.
Для авторизации и использования возможностей ресурса gosuslugi.ru необходима простая или квалифицированная ЭЦП для госуслуг для юрлиц и физлиц. Однако ко всем услугам доступ открывает лишь КЭП. Если в наличии только простая подпись, разрешен ограниченный набор действий (например, просмотр сумм штрафов, наложенных ГИБДД).
Получение ЭЦП для физических лиц для госуслуг
В ходе регистрации на портале формируется простая подпись, когда пользователь подтверждает данные посредством кода, который приходит на его e-mail или мобильный. Процесс оформления простой подписи:
Есть возможность расширить доступные функции сервиса, если присвоить простой ЭЦП уровень неквалифицированной подписи, для этого потребуется подтвердить свою личность. Обратитесь в любое отделение «Почты России» либо в местный МФЦ «Мои документы», чтобы заказать получение кода подтверждения. Кроме того, возможно подтверждение через сервисы онлайн-банкинга — для клиентов Сбербанка, Почта Банка и Тинькофф.
1. Задай вопрос нашему специалисту в конце статьи.
2. Получи подробную консультацию и полное описание нюансов!
3. Или найди уже готовый ответ в комментариях наших читателей.
Теперь переходим к рассмотрению процедуры получения квалифицированной подписи. Последовательность получения ЭЦП для физлиц для госуслуг:
Для авторизации на сайте госуслуг установите полученное ПО на ПК, подсоедините к нему flash-носитель через USB. Войдите с помощью ЭЦП на сайт. Выберите для входа соответствующую опцию.
Произойдет авторизация, и благодаря полученной цифровой подписи для физического лица для госуслуг можно без ограничений пользоваться всеми госуслугами.