Как коронавирус повлиял на экологию
Как коронавирус влияет на экологию
Отменить коронавирус мы, к сожалению, не можем. Зато в наших силах оценить его последствия для экологии. Все, как обычно, неоднозначно. Но мы надеемся на лучшее.
С ОДНОЙ СТОРОНЫ.
Выхлопов больше нет
Китай — один из крупнейших загрязнителей воздуха. Из-за вспышки коронавируса на территории КНР многие заводы и предприятия остановились. К тому же карантин заставил всех сидеть дома, поэтому на улицах стало заметно меньше машин — сократился трафик и вместе с ним выхлопные газы. В результате выбросы в атмосферу уменьшились на 25%, из-за чего небо стало чище, дышать вроде как легче. Это заметно на спутниковых снимках НАСА.
Правда, повод для радости есть только в краткосрочной перспективе — пандемия закончится, все вновь заработает. К тому же снижение выбросов в атмосферу напрямую связано с падением экономики, считает Джон Эриксон, эколог-экономист из Института Гунда Университета Вермонта. То, что хорошо для климата, не так хорошо для населения в будущем. Но можно надеяться, что полученные результаты заставят всех задуматься, как производство и перепроизводство влияет на экологию, и пересмотреть свою политику.
Передышка для природы, или Как коронавирус влияет на экологию
Пандемия коронавируса в мире лишь набирает обороты, правительства вводят все больше ограничительных мер в целях дальнейшего предотвращения коронавирусной инфекции. Объявляется карантин, действуют ограничения на пребывание людей на улице, предприятия сокращают рабочие дни, а некоторые и вовсе закрываются. Параллельно с этим, появляются сообщения об улучшении экологической обстановки в мире. Разбираемся, как пандемия сказалась на природе.
В настоящий момент природа в мире получила передышку от многомиллионных выбросов. Эти показатели, например, в Китае снизились на 25 процентов. Небо над территорией КНР и правда стало чище, о чем свидетельствуют снимки со спутника.
Фото: NASA
Подобная ситуация наблюдается и над Италией. Уровень выбросов диоксида азота 11 марта 2020 года значительно снизился по сравнению с началом января.
Фото: European Space Agency
Эксперты связывают такие показатели с замедлением экономического роста, прекращением международного авиасообщения, сокращением поездок на общественном и личном транспорте. Также на очищение повлияло закрытие большинства заводов и фабрик. Выбросы парниковых газов сократились в разы, но с окончанием пандемии их количество может резко увеличиться, считают эксперты. Информации о значительных снижениях выбросов на территории России нет. На прошлой неделе специалисты сообщили, что антициклон, который установился над Москвой, может увеличить показатели загрязнения воздуха. Это происходит из-за отсутствия осадков и ветра.
Коронавирус поспособствовал тому, что спрос на транспорт сокращается, соответственно, снижается уровень выбросов в атмосферу. Например, в российской столице поездки на наземном транспорте сократились на 24%, на такси на 10-15%, а на метро на 30%.
Ранее в соцсетях пользователи стали публиковать фотографии каналов Венеции, вода в которых стала заметно прозрачнее. Италия, которая стала практически новым очагом распространения вируса в Европе, также ввела жесткие меры по предотвращению развития дальнейшего заболевания.
Фото: @fiIterjm/Twitter
Фото: @fiIterjm/Twitter
В каналах появилась рыба и вернулись лебеди. Специалисты объяснили эти экологические улучшения отсутствием водного транспорта и туристов. Качество воды не изменилось, она стала чище лишь потому, что осадок опустился на дно.
Из-за пандемии наращиваются обороты по производству медицинских масок и других средств защиты, срок годности многих из них определяется несколькими часами. После использования они отправляются в мусорки, что приводит к увеличению отходов. Уже сейчас в КНР не справляются с их утилизацией. Например, в Ухане в начале месяца объем медицинских отходов увеличился в 4 раза (200 тонн в сутки), когда единственное городское предприятие по утилизации могло переработать за 24 часа только 50 тонн. В Китае разворачивают дополнительные меры по переработке медицинских отходов.
Вот еще несколько положительных моментов, связанных с уменьшением активности людей во всех сферах жизни: в Бразилии снизились темпы вырубки экваториальных лесов. Непал и Китай ограничили доступ на Эверест, поэтому временно отходов на «самой высокой свалке мира» станет меньше. Над некоторыми городами Китая и Италии рассеялся смог. Общая беда учит людей солидарности и взаимопомощи, считает врач-педиатр и телеведущий Евгений Комаровский.
Мы пообщались со смоленским экологом Ириной Ефимовой и выяснили, смогут ли введенные ограничения улучшить экологию нашей страны и планеты в целом.
— Можно сказать, что меры против коронавируса позитивно сказываются на экологии?
— В некоторых местах планеты фиксируют небольшой временный эффект — выбросы от промышленных предприятий снизились, энергопотребление где-то немного упало. Наверняка, все видели лебедей и чистую воду в каналах Венеции. С другой стороны люди закупили впрок слишком много продуктов, часть из них испортится и будет выброшена. Так что скорее для окружающей среды длительного и значимого положительного эффекта нет.
— Из-за коронавируса увеличилось число медицинских отходов, какие меры стоит принимать для его утилизации?
— Если мы говорим о больницах и врачах, то у них налажены процессы утилизации медицинских отходов. Они классифицируются как “опасные” и должны подлежать обеззараживанию. Но из-за пандемии и у обычных жителей выросло число одноразовых средств защиты — масок и перчаток. Роспотребнадзор разъяснил нам, что в домашних условиях медицинские маски и перчатки нужно собирать в отдельный пакет, закрывать его герметично и только после этого выбрасывать с бытовым мусором. Это связано с тем, что в России в принципе не выстроена система приема у населения и утилизации просроченных медицинских товаров и лекарств. Мы вынуждены всё это выбрасывать, хотя это опасно для окружающей среды, а значит и для нас.
— Когда пандемия пройдет и люди вернутся к привычному образу жизни, выбросы продолжатся. Какие меры нужны для улучшения экологии, например в России, в Смоленске?
— Сейчас из-за пандемии мало кто думает о развитии, мы упали в пирамиде Маслоу на самое дно, на уровень выживания, безопасности. Поэтому почти все экологические проекты и реформы как будто замерли, откладываются. А нам нужно очень много сделать в нашей стране — нет внятного мониторинга за состоянием окружающей среды (воздуха, воды, почвы); у нас проблемы в лесном законодательстве; мусорная реформа почти не движется; в городах вырубаются зеленые зоны.
Если вы сейчас откроете окно, то почувствуете еще одну важную и непобедимую до сих пор проблему — это ежегодные весенние лесные пожары и палы травы. Из-за бесснежной зимы мы сразу понимали, что проблема усилится в этом году и ситуация, действительно, чудовищная. Мало того, что выгорает весь верхний слой почвы с семенами, насекомыми, мелкими животными, гнездами птиц, так ещё и в воздухе постоянно фиксируется превышение взвешенных веществ. И эту ситуацию надо тоже срочно изменить. Хотя бы потому, что невозможно восстанавливать леса, когда молодые деревья каждый год выгорают в полевых пожарах.
— Глобальное изменение климата может грозить нам серьезными последствиями, говорят нужно начинать с себя. Что может сделать каждый, чтобы спасти природу (на уровне дома, двора, города, страны)?
— Глобальное изменение климата — наблюдаемый факт. И как минимум, нам надо к нему приспосабливаться. К тому же Россия теплеет быстрее, чем планета в среднем. Для нашего города (как и для всей Среднерусской возвышенности) это проявляется и будет проявляться в резко переменчивой погоде, более обильных осадках и более сильных волнах жары. Для города это обернется испытанием системы ливневой канализации, и пока не заметно чтобы у нас меняли подходы к проектированию. Нам нужно усиливать озеленение вдоль дорог, чтобы спасаться от жары и загрязнения воздуха. Не делать асфальтовые поля, оставлять больше незапечатанных пространств чтобы осадки могли быстрее уходить и не так сильно нагревался город. При этом у нас наоборот, катастрофически застраиваются все зеленые зоны, дворы из зеленых превращаются в бетонные поля парковок. Поэтому чем быстрее мы осознаем, чем раньше станет громче общественный запрос на действительно комфортный город, тем больше у нас шансов его сохранить. Второй большой тренд, который поможет окружающей среде — осознанное потребление. Переход на многоразовые вещи, энергосбережение и прочие уже хорошо известные меры.
Специалисты подчеркивают, что если люди выучат этот урок и станут бережнее относиться к природе, то экология нашей планеты получит шанс на восстановление.
Как коронавирус повлиял на экологическую обстановку?
Уже через несколько дней после того, как большинство европейских стран ушли на карантин, стали появляться новости о том, что в этом есть и хорошая сторона – снижение нагрузки на окружающую среду. Природа, мол, настолько очистилась, что в каналы вернулись дельфины, а в города – динозавры. Мы всегда интересовались экологической стороной путешествий, так что не смогли пройти мимо и этого вопроса и постарались разобраться, как пандемия повлияет на изменение климата, дикую природу, количество мусора и наши ежедневные привычки.
Коронавирус и изменения климата
Улицы пустуют, производство остановлено, количество авиаперелетов резко снизилось (можешь сравнить по этой карте). Природа вздохнула с облегчением? Да. Теперь мы остановили изменение климата? Нет, потому что есть разница между быстрыми изменениями и долгосрочной перспективой.
Действительно, в Китае за время строгого карантина выбросы СО2 снизились на 25%. Снижение выбросов антропогенных парниковых газов или уровня загрязнения зарегистрировали также Италия и Великобритания. Важную роль в этом сыграло и резкое уменьшение использования транспорта – даже в странах, где не введен строгий карантин, людей просят избегать любых поездок, которые не являются абсолютно необходимыми. А транспорт ответственен за 23% в общей доле выбросов СО2. Вопрос, на который пока нет ответа – насколько долгими будут эти изменения? Возможно, случится так, что когда полеты возобновятся и работа заводов будет восстановлена, то люди будут стремиться наверстать упущенное, и скачок выбросов быстро компенсирует тот спад, который мы наблюдаем сейчас.
Уменьшение количества транспорта и остановка производства привели к тому, что во многих городах воздух стал намного чище – тебе могли встретиться фото, где азиатские города показаны в пелене смога и с чистым воздухом. Это же относится и к более чистым рекам и озерам, в которые перестали сливать сточные воды предприятия. Директор Copernic Atmosphere Monitoring Service говорит, что это краткосрочный эффект и постепенно с возвращением транспорта ситуация станет прежней. В любом случае, даже недолгий позитивный эффект важен – ведь загрязнение воздуха влияет на болезни легких. Некоторые ученые даже считают, что уровень заболеваемости коронавирусом может быть связан с уровнем загрязнения атмосферы (в случае, если вирус быстрее распространяется с частицами пыли), но консенсуса по этому вопросу пока нет.
Воздух стал чище, а вот концентрация парниковых газов в целом осталась прежней – ее формирует не столько ежегодный выброс, сколько весь накопленный за индустриальную эру объем. Важно различать уменьшение выбросов СО2 (которое действительно происходит) и общий уровень СО2 в атмосфере (который все еще остается опасно высоким). А это значит, что сильного влияния на изменение климата пандемия, скорее всего, не окажет. Изменение климата – масштабный процесс со множеством факторов. Ученые уже пришли к согласию, что процесс этот связан с деятельностью человека, и нескольких месяцев карантина недостаточно, чтобы произошли радикальные изменения в этой области. В Европе среднемесячная температура марта была на два градуса выше среднего уровня за 1980-2010 годы, в некоторых регионах России – на восемь градусов. В Беларуси отклонения от нормы этой зимой составили пять градусов. Также за этот период выпало меньше дождей, чем обычно. Летом по-прежнему прогнозируются новые засухи и лесные пожары.
Чтобы сделать приблизительный прогноз, насколько пандемия скажется на общих выбросах парниковых газов, можно посмотреть на эффекты экономического кризиса 2008 года – тогда снижение выбросов на 1,3% произошло преимущественно из-за остановки производства и продолжалось примерно год. Однако уже к 2010 году, по мере того как экономика восстанавливалась, росли и выбросы – до своего рекордного максимума. Центр международных исследований климата и окружающей среды в Осло предсказывал, что в целом в 2020 году можно ожидать падение выбросов меньше 1%. А вот апрельский доклад Международного энергетического агентства говорит, что оно может составить 8%.
Есть ли шанс сделать эти изменения более устойчивыми? Да, если, например, большое количество компаний решат продолжить удаленную работу, что исключит дорогу на работу и домой. Если люди поймут ценность здоровья, благополучия, общения с семьей и местным сообществом, то, возможно, они не бросятся сразу же компенсировать упущенные поездки и покупки. Еще один возможный эффект – появление новых привычек, которые могут оказаться более экологически дружественными, например, использование велосипедов, которое в период пандемии позволяет избегать общественного транспорта.
В любом случае, даже экоактивисты агитируют не за резкую остановку всего транспорта и производства, а за переход на возобновляемые источники энергии, круговую экономику, новые технологии и концепцию «ноль отходов» – в общем, все то, что позволит изменениям быть системными, осознанными и внедренными во все сферы жизни и ценности самих людей. Устойчивое развитие – это план действий, который заботится о людях, их здоровье и благополучии, а не остановка всего мира.
Некоторые социальные исследователи обращают внимание на саму скорость и масштаб всеобщего ответа на пандемию коронавируса: быстро принимаются важные (и не всегда популярные) решения на уровне государств, сообщества самоорганизуются для помощи врачам и уязвимым группам, а отдельные люди чувствуют свою личную ответственность и свой вклад в развитие событий. Если мы можем объединиться перед лицом пандемии, то значит, это возможно и для борьбы с изменением климата, которое тоже опасно и тоже уносит жизни. Как именно? Через прямые риски для здоровья людей (экстремальная жара и стихийные бедствия), изменения в урожайности и вероятность продовольственного кризиса из-за засух, повреждение зданий и инфраструктуры. Скажем, загрязнение воздуха, по данным ООН, является причиной преждевременной смертности семи миллионов людей ежегодно. Поэтому следующий важный выбор – каким именно способом спасать рухнувшую экономику. Многие государства обещают экономическую поддержку разных бизнесов, но это могут быть индустриальные проекты, которые связаны с большим количеством выбросов. Могут быть снижены экологические требования к производствам. Сами люди могут обращать меньше внимания на экологичность при выборе товаров – или у них просто не будет денег на то, чтобы покупать экодружественные товары, которые обычно стоят дороже. Все это означает, что кризис после пандемии может усилить и ухудшить кризис экологический. Есть ли стратегия выхода? Да – эта стратегия называется зеленое восстановление, и о ней сейчас говорит ООН. Она предусматривает инвестиции в декарбонизацию экономики и помощь проектам, которые делают вклад в устойчивое развитие.
Коронавирус и негативное влияние на окружающую среду
Пока в одних местах природа очистилась, в других нагрузка на нее стала больше. Только несколько тревожных примеров: в США многие сообщества остановили переработку мусора. Некоторые регионы вообще перестали сортировать мусор, посчитав, что это не относится к жизненно важным службам. Рестораны и кофейни перестали продавать кофе и еду навынос в собственные чашки и контейнеры посетителей. Магазины стали заворачивать каждую булочку в отдельный пластиковый пакет. Есть вероятность отмены многочисленных запретов на одноразовый пластик, которым так радовались экоактивисты на протяжении последних нескольких лет. А это приведет к увеличению количества мусора, который не перерабатывается и не разлагается, и к росту уровня загрязнения микропластиком.
Как скажется коронавирус на наших потребительских привычках, пока не ясно. С одной стороны, для части населения расходы теперь ограничиваются продуктами питания и лекарствами. С другой, доставка, которая стала сейчас очень востребована, обычно означает большое количество неперерабатываемого мусора – особенно, когда люди боятся заражения и только рады, если каждое яблоко будет в пакете.
Еще одни важный аспект – медицинские отходы. В Вухане в разгар эпидемии госпитали каждый день производили 200 тонн медицинских отходов (в обычное время – 50). По всему миру стало больше таких отходов, как одноразовые перчатки и маски. Для правильного использования их надо менять каждые несколько часов, а носит их сейчас не только медицинский персонал, но и сотрудники магазинов, служб доставок, да и обычные люди. Конечно, никто не призывает ограничить их использование, когда речь идет о спасении жизни людей, но это повод еще раз задуматься о системе утилизации. Одноразовые медицинские маски сделаны из нетканого полимерного материала, потому их нельзя отправить на переработку. В повседневных условиях и в качестве меры предосторожности – не в медицинских учреждениях – можно носить тканевые многоразовые маски. Как минимизировать свой экологический след при использовании защитных масок, можно почитать здесь.
Можно вспомнить и о дезинфекции в городах. В некоторых местах дезинфицирующими веществами обрабатывали целые улицы, остановки транспорта и даже пляжи. При этом токсические вещества попадают в окружающую среду, а значит, могут повлиять на диких животных и здоровье людей.
Коронавирус и дикая природа
Пандемия означает рост угрозы для дикой природы, особенно для нацпарков, которые находятся в развивающихся странах. Основную часть их доходов составляли доходы от экотуризма, который сейчас практически прекратился. Местное население, если потеряет работу, может рискнуть пойти на нелегальные заработки – такие как браконьерство.
Некоторые исследователи предполагают, что это наше первоначальное вмешательство в дикую природу, уменьшение биоразнообразия и разрушение природных местообитаний приводит к вспышкам новых вирусов. Патогены переходят от животных к человеку и быстро распространяются – считается, что так появился вирус атипичной пневмонии и COVID-19. В том числе это связано с рынками диких животных в Африке и Азии – часто полулегальными или работающими без соблюдения санитарных норм. Некоторые настаивают на полном их закрытии, однако есть опасность, что это приведет к резкому росту черного рынка. В Китае после начала эпидемии коронавируса запрет на торговлю дикими животными все-таки ввели. К сожалению, вместо того чтобы восстанавливать и оберегать природные экосистемы, в некоторых странах, наоборот, люди из страха начали истреблять летучих мышей.
Хорошие новости тоже есть. Остановка производства и уменьшение транспортных потоков дали шанс диким животным почувствовать себя лучше. В частности, морские черепахи смогли беспрепятственно отложить яйца на обычно многолюдных индийских пляжах, а киты могут больше общаться друг с другом, так как количество морских перевозок уменьшилось, а значит, стало меньше шума от кораблей, который мешал им раньше.
Коронавирус и общение с природой
Во времена, когда социальное дистанцирование становится хорошим тоном, из всех развлечений остаются только одинокие прогулки на природе (для тех, кто не в строгом карантине). Даже Лесная служба Исландии официально рекомендует обнимать деревья, раз уж тебе нельзя обнимать людей. Это может стать поводом по-новому посмотреть на свое взаимодействие с природой, осознать ценность тишины, созерцания, медленного течения времени, красоты ландшафтов и естественных линий деревьев, которые по древности часто не уступают многим памятникам архитектуры. Предполагаем, что концепции слоу-тревел и экотуризма будут пользоваться популярностью. В этом случае прогулка в ближайший парк через дорогу может стать настоящим насыщенным путешествием.
Что еще посмотреть и почитать по теме?
Эколекторий «Голос неравнодушных» о климатических рисках в сочетании с пандемией коронавируса и о стратегии зеленого восстановления
Разбор влияния коронавируса на изменения климата от Центра международных исследований климата и окружающей среды
Почему запретить рынки диких животных не так просто?
Мониторинг загрязнения воздуха в Европе
Как пандемия коронавируса повлияла (и повлияет в будущем) на экологию: 5 вещей, которые нужно знать
Тезис 1. Углеродные выбросы сокращаются, воздух становится чище
Двенадцать лет назад результатом глобальной рецессии и высоких цен на нефть стало сокращение уровня выбросов в атмосферу на 50%. Но уже в 2009 году промышленные гиганты вернулись к прежним цифрам и превысили докризисный уровень выбросов на 5%.
Китай — лидер по объему выбросов парниковых газов в мире. Меры, предпринятые властями страны для сдерживания нового типа коронавируса, привели к сокращению производства в ключевых отраслях промышленности от 15 до 40%. В результате выбросы углерода сократились на 25% за месяц, говорится в исследовании издания Carbon Brief.
На спутниковых снимках NASA видно, насколько снизилась концентрация диоксида азота над Китаем за один месяц.
Выбросы парниковых газов сократились и над Европой, особенно над Италией, как видно из снимков Европейского космического агентства. На анимации показано изменение концентрации диоксида азота с 1 января по 11 марта 2020 года.
«Снижение концентрации диоксида азота особенно заметно над долиной реки По (река на севере Италии, крупнейшая в стране по площади водосборного бассейна и протяженности, протекает через области Пьемонт, Ломбардия и Венеция. — Esquire). Хотя из-за погодных условий могут быть небольшие погрешности в данных, мы уверены, что снижение концентрации, которое мы наблюдаем, совпадает со снижением трафика и промышленной активности Италии», — комментирует снимки Клаус Зенер, руководитель миссии ESA Copernicus Sentinel-5P (прибор, который измеряет загрязнение воздуха из космоса).
После введения режима ЧС в Нью-Йорке городской трафик сократился на 35%, в связи с чем выбросы выхлопных газов за несколько дней сократились примерно на 50%, снизились также выбросы диоксида углерода и метана, пишет Би-би-си cо ссылкой на исследователей Колумбийского университета.
Джордан Уайлдиш, директор проекта Earth Economics, разработал онлайн-панель для отслеживания качества воздуха во время пандемии коронавируса. Все результаты измерений — разница последних десяти дней с этим же периодом прошлого года. Система осуществляет мониторинг в 26 странах (среди них нет России), но общий анализ доступен по некоторым штатам Америки. Так, судя по этой статистике, выбросы в разных американских городах сократились на значения от 12% (Сан-Франциско) до 25% (Лос-Анджелес).
На долю авиации приходится 2−3% всех выбросов CO2, и отрасль сейчас переживает кризис. На пик отмены полетов, по данным Carbon Brief, сокращение объема пассажирских авиаперевозок в мире достигло от 5 до 10%, и ситуация продолжает меняться.
Тезис 2. Глобально пандемия окажет негативное влияние на экологию
Шок от пандемии повлияет и на успешные результаты многих инициатив экономики совместного пользования. Упадет спрос на набравшие популярность коливинги, кар- и капшеринги, подвергнутся сомнению все заповеди активистов zero waste: пробы заменить одноразовое многоразовым, а личное общественным. По мнению директора Бюро экологической информации Ангелины Давыдовой, краткосрочные экопобеды в результате пандемии могут обернуться негативным опытом — после ее спада потребление и сопутствующие выбросы вновь могут резко вырасти. «Пока еще слишком рано делать однозначные выводы. Краткосрочно: снизились выбросы парниковых газов и загрязняющих веществ, однако повысился спрос на одноразовые предметы личной гигиены, количество медицинских отходов, которые не перерабатываются, будет гигантским. Ситуация с вирусом нивелирует многие силы, потраченные на популяризацию общественного транспорта. То есть во многих вопросах экологичной политики мы откатимся назад, на пройденные этапы, и придется искать новые решения уже решенных проблем. Но отчаиваться не стоит — подобный кризис это также шанс переосмыслить экономику в целом, и не исключено, что ряд реформ и решений, предпринятых в мире после того, как будет решена или хотя бы поставлена под контроль проблема с пандемией, будут также «зелеными» и экологически устойчивыми».
Пандемия обессилит общественные и политические инициативы. Коронавирус создает препятствия для активистов, чей основной инструмент — массовые протесты. Шведская школьница Грета Тунберг уже адаптировалась к новым условиям и перевела 82-ю неделю своей забастовки в онлайн-пространство.
Тезис 3. Экологический кризис и пандемия имеют одну природу — антропогенную
Деятельность человека, построенная в основном на сжигании ископаемого топлива, создает условия для изменения климата. Как следствие — многие переносчики инфекций меняют ареал обитания: то, что раньше было уделом тропических регионов, сейчас распространяется по всей планете.
Известный ученый и писатель Дэвид Кваммен в своей книге Spillover: Animal Infections and the Next Human Pandemic говорит об антропогенной природе появления новых вирусов: «Мы вторгаемся в тропические леса и другие дикие ландшафты, в которых обитает так много видов животных и растений, а внутри этих существ — так много неизвестных вирусов. Мы рубим деревья, мы убиваем животных или сажаем их в клетку и отправляем на рынки. Мы разрушаем экосистемы и вынуждаем вирусы покинуть их естественные места обитания. Из-за нас они ищут новый дом, и часто этим домом становимся мы».
Исследования, опубликованные на сайте Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе, показывают, что вспышки инфекционных заболеваний, таких как Эбола, SARS, птичий грипп и теперь Covid-19, представляют растущую угрозу. Патогены переходят от животных к людям, и многие из них способны быстро распространяться. По оценкам Центра США по контролю и профилактике заболеваний, три из четырех возникающих инфекционных заболеваний происходят от животных.
Руководитель энергетической программы российского отделения Greenpeace Владимир Чупров считает, что текущий кризис — повод пересмотреть цивилизационную парадигму, основанную на национальном эгоизме. «В условиях общей мировой тревоги национальные политические элиты более восприимчивы к изменениям. Необходимо объяснить элитам и простым людям, что изменения климата приведут к последствиям, куда более серьезным, чем мы имеем сегодня с коронавирусом. Это могут быть десятки миллионов климатических беженцев, катастрофические лесные пожары, смог, наводнения, уносящие жизни. Надеюсь, что к концу 2020 года на международном уровне появятся новые переговорные площадки типа «Большой двадцатки», которая стала ответом на глобальный экономический кризис 2008 года, а существующие международные переговорные процессы будут переосмыслены. А именно, в рамках этих площадок и процессов должны быть в кратчайшие сроки выработаны новые правила в экономике и политике, направленные на спасение климата».
Тезис 4. Климатический кризис и распространение вирусов связаны (все может стать хуже)
Кроме общей природы происхождения эти два кризиса имеют общий характер. В случае с Covid-19: каждый пациент может передать заболевание более чем одному человеку, а значит, темп заражения постоянно ускоряется. В случае с изменением климата: процессы, усиливающие тенденцию потепления, имеют тот же эффект — ускорение, а это приближает природные катастрофы.
ООН говорит, что у нас есть десять лет, чтобы предотвратить самые страшные последствия изменения климата.
В этих условиях появление новых инфекционных заболеваний и распространение по всему миру локальных — это не вопрос «если», а вопрос «когда». Всемирная метеорологическая организация предупреждает : из-за глобального потепления половина мира сейчас находится под угрозой заражения лихорадкой Денге, которую раньше считали тропической. Последние десятилетия она распространяется на новые территории, в прошлом году в Северной и Южной Америке зафиксировано 2 800 000 случаев заражения и 1250 смертей. Только за три месяца (с августа по октябрь) обнаружено 1 050 000 заражений в Бразилии, на Филиппинах, в Мексике, Никарагуа, Таиланде, Малайзии, Колумбии.
По данным Европейского центра профилактики и контроля заболеваний, с начала 2020 года большинство случаев зарегистрировано в Бразилии, Парагвае и Колумбии, сильную вспышку наблюдают на Майотте.
Тезис 5. Экологичность — ключевой навык, которому пандемия может научить человечество
Оседлый стиль жизни людей, вызванный изоляцией, может зарекомендовать себя как более комфортный и экономичный. Планета от этого только выиграет: меньше передвижений — меньше выбросов в атмосферу; удаленка — снижение энергопотребления. Профессор Университета Лестера Паол Монкс види т в этом возможности для перемен: «Я думаю, что в результате мы осознаем, что существует значительный потенциал для изменения методов работы и образа жизни. Этот опыт заставит нас задуматься в будущем над тем, действительно ли нужно ездить на машине или сжигать топливо для передвижений».
Все же нет никаких гарантий, что новые привычки останутся с людьми и после кризиса. Автор книги «Сила привычки» Чарльз Дюгиг пишет об изменчивости приобретенных навыков, даже если они превращаются в рефлексы: «Как только среда снова становится стабильной, привычка восстанавливается, если нет нового мощного вознаграждения за новое поведение».
По мнению культуролога, доцента Московской высшей школы социальных и экономических наук Оксаны Мороз, с одной стороны, нынешний кризис продиктован совокупностью ошибочных и непродуманных действий в поле политики, экономики и экологии. С другой стороны, реакция на этот кризис основана на глубокой «колониальности» современности.
«Наблюдаемый сегодня кризис отлично демонстрирует, что люди настолько отчуждены от живого, природного, настолько зависимы от возведенного на этом фундаменте культурного и настолько верят в эту дихотомию, что никак не могут гармонично сосуществовать хоть с кем-то, кроме себя (да и друг с другом — не вполне). Извлечем ли мы из этого какие-то уроки? Частные — очень может быть. Вот многие скептики и фаталисты замечают, что распробовавшие вкус чрезвычайного положения и всеобщего карантинирования политики установят новые биополитические системы и все — прощай открытые границы и прочие достижения демократии. Оптимисты, напротив, хоть и злорадно вздыхают, но настаивают на том, что человечество станет экологичнее. Пересядем на велосипеды, будем больше поддерживать этичное производство продуктов. Я думаю, что изменения случатся только в одном случае: если человек наконец откажется от антропоцентризма и обратит внимание на другие системы смыслов, в какой-то степени другие цивилизации, конкурирующие за одно с нами пространство жизни».