Как на руси называли березу
«Ведьмино дерево»: почему на Руси так называли березу
(Приглашаю на сайт без рекламы, но с такой же тематикой: «Велемудр» по адресу: http://welemudr.ru)
На Руси никогда не встретить березу возле жилого дома. Это дерево могло расти только за оградой, а то и вовсе как можно дальше от дома. И это не случайность, береза носила определенный смысл.
В славянской языческой традиции практически все явления и объекты живой природы наделялись антропоморфными — человекоподобными — свойствами. Красавицу-березку древние славяне считали одним из воплощений богини-матери Берегини. Считалось, что это дерево благоволит юным девицам, которые хотят выйти замуж.
Березку связывали с руной судьбы. В связи с этим у славянок была популярна традиция: незамужние девушки ходили в березовые рощи, украшали веточки деревьев лентами и просили подарить им суженых. Существовало много примет и обычаев, связанных с березками. Однако древние славяне никогда не сажали эти красивые деревья рядом со своими жилищами. И на то было много причин.
В сборнике «Народная демонология Полесья», составленном фольклористами Людмилой Виноградовой и Еленой Левкиевской, зафиксированы любопытные поверья, связанные с березой. Восточные славяне твердо верили, что это дерево обладает как положительной, так и отрицательной энергетикой.
Также считалось, что на свои шабаши поборницы нечистой силы летают не только на помеле, но и на обычной березовой палке. Ведьмы вообще питали особую слабость к березке. В части этого дерева они могли превращать разные предметы и свои подарки обычным людям.
Место, где прячутся духи
Жители Древней Руси никогда не высаживали березу возле дома не только из-за нежелания приманивать в свой двор ведьму. Они также верили, что береза — дерево и само по себе магическое. В ее кудрявой кроне живут лесные духи, а также души умерших предков. Они потихоньку переговариваются между собою, когда зеленые березовые листочки шелестят и трепещут на ветру.
Считалось, что особенно любят прятаться в ветвях березы русалки, девушки-утопленницы. По ночам они выходят из озер и рек, в которых утонули, и гуляют по берегу. Если вблизи оказывается живой человек, русалки скрываются от него в густой листве березки.
Иногда эти неприкаянные души могут выглядывать и показываться припозднившимся странникам. Однако это зрелище ничего хорошего живым людям не сулит. Если уж русалка решила показаться, то может затащить человека в пруд. По этой причине славяне старались не гулять поздней ночью возле берез, которые росли недалеко от водоемов.
Название березы происходит от того же корня, что и слова «берегиня», «беречь». В далеком прошлом это дерево считали мощным оберегом от злых сил. Когда женщина рожала, возле ее кровати ставили березовую метлу. По народному поверью, такой амулет защищал мать и дитя от болезни или гибели во время родов.
Считалось, что березовые веники обладают силой отгонять неприкаянные души ходячих мертвецов. Когда в доме кто-то умирал, на дно гроба стелили березовые листья. Из них же покойнику делали «подушку». После захоронения на могиле высаживали березку. Это дерево считалось своеобразным проводником в мир духов.
Из-за всего этого славяне не сажали березки у себя во дворах, возле домов. Всё это — места для живых, а не для мертвых. Но можно было высадить березу за воротами дома, где-нибудь возле калитки. Тут магическое дерево защищало вход в жилище от злых духов.
Также существовало поверье, согласно которому в березу никогда не бьет молния. Если дерево растет рядом с домом, то в грозу молния обязательно ударит в его крышу. Березка как будто отводит от себя электрические разряды, «перекидывает» их на расположенные по соседству предметы. Сажать такое коварное дерево у себя во дворе никто не решался.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Народные названия: Береза глухая, белотелая, навье дерево.
БЕРЁЗА
» alt=»БЕРЁЗА (600×449, 164Kb)» height=»449″ src=»https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/79/60/79060981_BERYOZA.jpg» width=»600″ />
Красавицей русских лесов называют ее люди, и кто может усомниться в справедливости этого имени? Стройная, белокурая, с тонкими поникшими ветвями и говорливой нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение, радость и с давних времен служит символом всего самого светлого, олицетворением юности, целомудренности и красоты. Белая береза. Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано, как нежно говорят о ней люди: «березка», «березонька».
У славян береза, олицетворявшая богиню Ладу, считалась священным деревом.
Издавна знали, что в мае береза обладает наибольшей целительной силой, поэтому собирали ее сок и давали пить больным, хворым и слабым людям, чтобы те скорее выздоровели и набрались сил. Чтобы дерево не обессилело, с каждой березы собирали не большёе количество сока, рану тщательно замазывали глиной, или жирной землёй и благодарили дерево за помощь.
Далее, в течение года это дерево не трогали и не обрезали ветвей.
Обычно для сбора березового сока использовали растущие в глубине леса деревья в возрасте от 7 до 50 лет, так как считалось, что кроме здоровья береза может одарить человека и молодостью, а для этого само дерево не должно быть слишком старым и хворым. Весной же собирали полураспустившиеся березовые почки и молоденькие клейкие листочки для лекарственных целей.
Вообще, к березе в России всегда было особое отношение. Ее берегли, за ней ухаживали, специально высаживали, стараясь «окольцевать» деревню защитным поясом берез. Украшения, сделанные из березовой древесины, применялись для защиты от Проказ навьих сил. Задолго до появления христианства во время, соответствующее нынешней Троице, веничками, сделанными из свежесрезанных ветвей этого дерева, «выметали» из избы нечисть. Отваром из прутьев в этот день промывали всю избу от болезней и несчастий. В этот же день женщины мылись в бане с настоем березовых листьев, чтобы снять с себя наносные болезни, восстановить утраченные силы и бодрость духа.
Практически все части дерева используются в целительстве. Венички из березовых веток используются в обрядах очищения. Береза нежна и сострадательна, обладает очень мягким, ласковым и в то же время сильным влиянием. В противоположность дубу к березе стоит обращаться больным, ослабленным, выздоравливающим людям. Она облегчит страдания, поможет вернуть утраченные силы, легче перенести болезнь, ускорит процесс выздоровления.
Берёзу и ныне используют в магических целях, только молчат об этом. Задумайтесь, почему оружейные приклады только из берёзы.
Кстати, рукояти многих охотничьих ножей тоже делаются из бересты или фанеры.
Как на руси называли березу
Древние кельты почитали березу как символ Солнца. Этому дереву поклонялись коми, удмурты, ханты и марийцы. Культ березы существовал у всех славянских народов. Якуты и хакасы по сей день считают березу священным деревом. Некоторые алтайские и бурятские роды чтут ее как тотем. Почему же в культурном пространстве береза стала символом именно России и русского народа?
Отношение к березе на Руси было двойственным. С одной стороны, береза была деревом невест. Она составляла пару дубу — мужскому дереву. С другой стороны, березы еще со времен язычества ассоциировались с миром мертвых: считалось, что в них живут души умерших девушек. В некоторых регионах Центральной России об умирающем говорили: «В березки собирается». Березовым прутом выстилали дно гроба, набивали подушку для покойного.
Береза была культовым деревом. На Троицу и Семик — праздники весеннего цикла — девушки «завивали» березку, то есть украшали ее под ритуальные песни и хороводы:
Йо, йо, берёзынька,
Йо, йо, кудрявая!
Семик честной да Троица —
У девушек всё праздничек!
Затем срубленное деревце несли в деревню, заходили в дома, где хозяйки потчевали «белую березыньку» чем бог послал. Примечательно, что Троица и Семик были тесно связаны с языческим культом мертвых. И в наше время на Троицу многие ходят на кладбище, поминают усопших.
Литераторы обратили внимание на березу лишь в XIX веке. Александр Пушкин писал Антону Дельвигу о своем путешествии в Крым: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! сердце мое сжалось: я начал уже тосковать о милом полудне, хотя все еще находился в Тавриде, все еще видел и тополи, и виноградные лозы».
В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Печальная береза».
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,—
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
В стихотворении «Береза» (предположительно 1855 года) Петр Вяземский признавался:
Средь избранных дерев — береза
Не поэтически глядит;
Но в ней — душе родная проза
Живым наречьем говорит.
Милей всех песней сладкозвучных —
От ближних радостная весть,
Хоть пара строк собственноручных,
Где сердцу много что прочесть.
Почтовый фактор — на чужбине
Нам всем приятель дорогой;
В лесу он просек, ключ — в пустыне,
Нам проводник в стране чужой.
Из нас кто мог бы хладнокровно
Завидеть русское клеймо?
Нам здесь и ты, береза, словно
От милой матери письмо.
Это была одна из первых попыток связать образ березы с образом России.
В литературе XIX века береза была «печальной», в «траурном наряде», «черной», «развесистой», «плакучей», «желтой». Образ белой березы, давно известный по народным песням и обрядам, в академическую культуру пришел со стихотворением Сергея Есенина 1913 года:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Есенин в своем творчестве создал и прочную ассоциативную связь между березами и Русью:
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
Именно Сергей Есенин, сын рязанского крестьянина, объединил литературное видение с народным восприятием березы.
К 1942 году, когда Анна Ахматова начала писать небольшой цикл стихотворений «Победа», береза уже вошла в культурный код как символ России и символ предков.
Славно начато славное дело
В грозном грохоте, в снежной пыли,
Где томится пречистое тело
Оскверненной врагами земли.
К нам оттуда родные березы
Тянут ветки и ждут и зовут,
И могучие деды-морозы
С нами сомкнутым строем идут.
В 1948 году на сцене летнего театра «Эрмитаж» впервые выступил хореографический ансамбль под руководством Надежды Надеждиной. Девушки исполняли русский хоровод с веточками березы в руках. На постановку Надеждину вдохновила старинная литография: троицкий хоровод из обряда завивания березки. «Березкой» назвали и сам ансамбль, который за 70 лет своего существования познакомил с русской культурой зрителей 80 стран.
Древние кельты почитали березу как символ Солнца. Этому дереву поклонялись коми, удмурты, ханты и марийцы. Культ березы существовал у всех славянских народов. Якуты и хакасы по сей день считают березу священным деревом. Некоторые алтайские и бурятские роды чтут ее как тотем. Почему же в культурном пространстве береза стала символом именно России и русского народа?
Отношение к березе на Руси было двойственным. С одной стороны, береза была деревом невест. Она составляла пару дубу — мужскому дереву. С другой стороны, березы еще со времен язычества ассоциировались с миром мертвых: считалось, что в них живут души умерших девушек. В некоторых регионах Центральной России об умирающем говорили: «В березки собирается». Березовым прутом выстилали дно гроба, набивали подушку для покойного.
Береза была культовым деревом. На Троицу и Семик — праздники весеннего цикла — девушки «завивали» березку, то есть украшали ее под ритуальные песни и хороводы:
Йо, йо, берёзынька,
Йо, йо, кудрявая!
Семик честной да Троица —
У девушек всё праздничек!
Затем срубленное деревце несли в деревню, заходили в дома, где хозяйки потчевали «белую березыньку» чем бог послал. Примечательно, что Троица и Семик были тесно связаны с языческим культом мертвых. И в наше время на Троицу многие ходят на кладбище, поминают усопших.
Литераторы обратили внимание на березу лишь в XIX веке. Александр Пушкин писал Антону Дельвигу о своем путешествии в Крым: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! сердце мое сжалось: я начал уже тосковать о милом полудне, хотя все еще находился в Тавриде, все еще видел и тополи, и виноградные лозы».
В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Печальная береза».
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,—
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
В стихотворении «Береза» (предположительно 1855 года) Петр Вяземский признавался:
Средь избранных дерев — береза
Не поэтически глядит;
Но в ней — душе родная проза
Живым наречьем говорит.
Милей всех песней сладкозвучных —
От ближних радостная весть,
Хоть пара строк собственноручных,
Где сердцу много что прочесть.
Почтовый фактор — на чужбине
Нам всем приятель дорогой;
В лесу он просек, ключ — в пустыне,
Нам проводник в стране чужой.
Из нас кто мог бы хладнокровно
Завидеть русское клеймо?
Нам здесь и ты, береза, словно
От милой матери письмо.
Это была одна из первых попыток связать образ березы с образом России.
В литературе XIX века береза была «печальной», в «траурном наряде», «черной», «развесистой», «плакучей», «желтой». Образ белой березы, давно известный по народным песням и обрядам, в академическую культуру пришел со стихотворением Сергея Есенина 1913 года:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Есенин в своем творчестве создал и прочную ассоциативную связь между березами и Русью:
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
Именно Сергей Есенин, сын рязанского крестьянина, объединил литературное видение с народным восприятием березы.
К 1942 году, когда Анна Ахматова начала писать небольшой цикл стихотворений «Победа», береза уже вошла в культурный код как символ России и символ предков.
Славно начато славное дело
В грозном грохоте, в снежной пыли,
Где томится пречистое тело
Оскверненной врагами земли.
К нам оттуда родные березы
Тянут ветки и ждут и зовут,
И могучие деды-морозы
С нами сомкнутым строем идут.
В 1948 году на сцене летнего театра «Эрмитаж» впервые выступил хореографический ансамбль под руководством Надежды Надеждиной. Девушки исполняли русский хоровод с веточками березы в руках. На постановку Надеждину вдохновила старинная литография: троицкий хоровод из обряда завивания березки. «Березкой» назвали и сам ансамбль, который за 70 лет своего существования познакомил с русской культурой зрителей 80 стран.
Береза
БЕРЕЗА (Betula). Есть несколько вариантов происхождения латинского названия. От кельтского betu — берёза, или от видоизменённого лат. batula — бить, сечь. В прошлом ленивых школяров и студентов секли розгами, чаще всего березовыми. Отсюда выражение «отведать березовой каши».
Русское слово «береза» восходит к древнему корню «bhe» – «белизна» «белый». Лингвисты связывают ее название с глаголом беречь: славяне считали березу даром богов, оберегающим человека.
Народные названия – береза глухая, березина, белотелая, навье дерево. Есть «мужские» и «женские» деревья – береза и березун. У березы листья распускаются в стороны, у березуна – вверх.
Наряду с дубом береза – одно из самых почитаемых деревьев у славян. Является символом света, чистоты, женственности, олицетворением русской природы, символом России.
Рвала мать на себе волосы, да поздно. Похоронила она их подальше друг от друга: сына перед церковью, а невестку позади церкви. В ту же ночь вырос из могилы мужа тополь, а из могилы жены – березка, и сплелись они ветвями, да так, что не разрубить, не разорвать. Хотела мать срубить деревья, да люди не дали. А береза да тополь в том селе и по сию пору растут.
В легенде хантов о небесной девушке говорится, что когда-то в давние времена забыли люди о доброте. Забыли о чистоте. Обманывают друг друга. Черные мысли в их головах рождаются. Черные чувства в их сердцах рождаются. Земля стонет. Коркой лжи покрывается. Земля стонет. Коркой зависти покрывается. Великий стон до Неба дошел. Посмотрела дочь Неба на землю. Черные мысли людей Землю душат, умирает она.
Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила её сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось, кусочки по земле развеялись. В человека попадут – человек очищается. В дерево попадут – дерево белеет. Так и появились на нашей земле березы. Говорят, это небесной жизни кусочек. Алтайская легенда рассказывает об отважной девушке, не покорившейся врагам. Давно это было. Тогда алтайские народы жили отдельными племенами. У одного из вождей такого племени была дочь. Была она не смуглая, как все, а светлокожая, и потому называли ее «Бледнолицая». Однажды неизвестно откуда напали враги. Они знали, что все мужчины племени ушли в очередной поход защищать родные земли, остались в стойбище только девушки и потому надеялись на легкую победу.
Но девушки решили защищать свою жизнь и честь. Отважно дрались они с врагами, многих уложили. Рассвирепели враги и стали метать в девушек стрелы. Щадили они только бледнолицую. Наконец, все ее подруги погибли. И только она продолжала истреблять ненавистных врагов. Пуще прежнего разозлились враги и пустили в нее сразу сотню стрел. Бледнолицая, сраженная ими, упала. В том месте, где она упала, выросло красивое белоствольное дерево. И только там, куда попадали стрелы врагов, зияли черные отметины.
Кстати, о черных пятнах на коре берез. Научное название их «чечевички». В отличие от белого слоя коры – бересты, очень плотной, не пропускающей ни воду, ни воздух, они рыхлые, пористые. Это своеобразные «форточки». В жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева, а зимой – закрываются более плотными клетками и помогают ему не замерзнуть. В легендах же, как водится, все объясняется по-своему.
В еврейской так объясняется происхождение белого цвета березового ствола. Давным-давно береза росла в саду Иова. Был он не только богатым, но и хорошим, честным человеком. Бог очень гордился им. Но однажды дьявол сказал Богу: «Быть богатым и при этом хорошим и честным несложно. Лишь в бедности человек проявляет свои хорошие качества по-настоящему». И Бог разрешил дьяволу испытать Иова. Тогда Иов обеднел и заболел. Стал некрасив, убог, но все-таки оставался честным и хорошим человеком.
Люди исстари обращали внимание на необычные деревья: очень старые, причудливой формы, или с нехарактерными для данной породы признаками. Тогда рождались удивительные легенды и предания. Интересен в этом плане рассказ Александра Лазарева «Легенда о Чуди».
…Жили испокон веков на Урале старые люди — их чудью звали. Рылись под землей, железо варили. В темноте ютились, солнечного света боялись. А лица у них были на груди. И вот стали замечать чуди, что белое дерево на их землю пришло, никогда такого ни их деды, ни прадеды не видели. Слухи тревожные передавались из уст в уста: где белое дерево, там белый человек. А березы на черный лес все наступают и наступают… «Уходить надо», — говорили молодые чуди. «Умрем, где умирали наши отцы и деды», — возражали старые и пожилые. И вот запрятались чуди в свои жилища, норы подземные; сваи, державшие земляные потолки, подрубили и заживо захоронили себя. Не стало их на Урале. А на месте жилищ курганы образовались. И растут на них старые-старые березы.
Но, пожалуй, самые удивительные легенды связаны с черной березой, которая встречается и у нас, и в других странах. А в Белоруссии растет самая крупная в мире роща берез с корой черного с красноватым оттенком цвета. И, конечно же, об этом необычном природном чуде сложено множество мифов и легенд.
В одном белорусском селе жила женщина, у которой было две дочери: светленькая и чернявая. Когда сестры подросли, то одновременно полюбили одного парня из соседней деревни. Каждой из них он отвечал взаимностью, но никак не мог решить, какая же из девушек нравится ему больше. Однажды он назначил свидание сразу двум сестрам в одном и том же месте, но в разное время. Но так сложилось, что они пришли на свидание в условленное место одновременно. Когда обман раскрылся, то от горя девушки превратились в березы: одна – в белую, а другая – в черную.
В Ульяновской области в селе Троицкий Сунгур растет береза с бархатно-черным стволом. В одном из местных преданий говорится о том, что в давние времена жили на этой земле лесные люди, которые никогда не видели белоствольных деревьев. Жили трудно и голодно: ни хлеба не знали, ни картошки. Пришел к ним из дальних мест добрый человек, посадил он в землю пшеничное зернышко. Как только заколосился первый хлебный стебелек, сразу посветлела кора на одной из черных берез. На другой год колосков стало сразу двадцать, и забелела берестой целая роща. Так и повелось с тех пор: как только в селе радость – урожай хороший уродится или свадьба – сразу черная кора на березах белой становится. За многие годы в Сунгуре столько радости было, что только одно дерево черным осталось. Говорят, березы сами попросили свою темную подругу оставаться такой, чтобы берегли люди свое счастье.
Есть и другая легенда. Собрались десять девушек в деревне замуж выходить, да напал на землю русскую враг, ушли добры молодцы свой край защищать и не все вернулись. На веселых свадьбах гулял народ в девяти домах, у одной же невесты жених погиб, сражаясь в бою. Девушка дала обет всю жизнь оплакивать своего любимого и никогда не примерять свадебного наряда. Облачилась она в черные одежды и уж не снимала их. А когда умерла, душа девушки переселилась в березу, которая приняла ее страдания и печальный образ.
По сложившейся традиции к удивительной березе часто приезжают молодожены. Считается, что пара, поклонившаяся этому дереву, никогда не будет знать разлуки. Среди ученых нет единого мнения о природе черных берез. Одни считают их предками современных берез, стволы которых прибрели белую кору гораздо позже. Другие полагают, что это – или мутация, или природная аномалия.
В Древней Руси существовало множество обычаев, связанных с березой, некоторые из которых живы и по сей день. Наши предки почитали ее за то, что она, по поверьям, могла исполнять самые сокровенные желания. Нередко девушки приносили березе угощения, обращались к ней с просьбой исполнить заветную мечту. Они украшали березы своими лентами, вынутыми из косы, плели венки из березы, шли к речке и, встав спиной к воде, сбрасывали их с головы. Если венок шел ко дну, то по поверью это значило, что либо девушка умрет в этом году, либо то, о чем она мечтала, не сбудется. А если венок приставал к другому берегу, это означало, что любовь девичья «пристанет» к сердцу парня.
Беременные женщины просили у березы силы и помощи, чтобы роды были легкими и удачными, а ребенок рос здоровым и счастливым. А когда он рождался, сажали у дома молодую березку. По поверьям, это сделает его счастливым, а семью, живущую в этом доме, оградит от напастей. Из березового дерева (практически во всех странах Европы) делали колыбели для новорожденных.
Ей посвящался праздник Зелёные Святки (конец мая, начало июня), календарный рубеж весны и пролетья, праздник молодой листвы, первых цветов. Наступившее лето олицетворяла береза, которая, как верили наши предки, приносит счастье и радость в любой дом. На Троицын день пастухи на пастбище плели из березы венки, один набрасывали корове на рога, в нем она ходила весь день. Второй венок пастух вечером отдавал хозяйке. Первый венок она скармливала корове, чтобы та больше молока давала, а второй берегла на случай, если та заболеет. Тогда в корм добавляли ветки из него.
У всех славян считалось, что оставленные на чердаке березовые ветки защищают дом от молнии, грома и града, а воткнутые в поле, отгоняют от посевов грызунов и птиц и обеспечивают хороший урожай.
Является священным деревом береза и для хакасов. Они верили, что если повязать на нее «чаламу» – лоскутную ленточку – и загадать желание, например, здоровья, благополучия и т.п., то оно обязательно сбудется. Традиционно ленточки должны быть следующих цветов: белый – цвет чистоты, синий – неба и мира, красный – огня и солнца, зеленый – цвет леса.
Вместе с тем, известны и другие народные поверья, где берёза упоминалась как проклятое Богом дерево, как атрибут нечистой силы: в ветках ее жили русалки и черти, а сама береза олицетворяла собой души умерших родственников. В русском фольклоре существует такое понятие, как «стать березой», т.е. умереть, отправиться в небытие.
Ходили легенды о том, что ведьма могла надоить молока из веток берёзы, что она летала по ночам не только на метле, но и на берёзовой палке. На Русском Севере, место, где когда-то росли березы, не использовали для постройки дома. Верили, что кривые березы, это белые кони, подаренные человеку чертом, а поданный чертом хлеб превращается в березовую кору. Согласно карпатским поверьям, если женатый мужчина посадит у себя во дворе березу, вскоре кто-нибудь из членов его семьи умрет, а в Полесье верили в то, что берёза, посаженная близко к жилому дому, вызывает женские болезни. Нельзя прикасаться к дереву с наростами, считалось, что наросты на березе — результат злого колдовства. Наши предки старались избегать одиноко растущих берез, так как под такой березой покоится душа невинно убитого человека. Березовый сок из ствола такой березы старались не пить – вместо него, согласно поверью, струится кровь покойника.
Как видим, одни считали, что береза – символ печали и смерти, другие – символ начала жизни и оберег. Такое двоякое отношение довольно типично для народного сознания. Так же трактуются, к примеру, и верба, и яблоня, и рябина и другие деревья.