Как называется календарь на руси

Древнеславянский календарь

Календарная
эраВставка
високосовДругие календариАрмелина · Армянский: языческий, христианский · Ассирийский · Ацтекский · Бахаи · Бенгальский · Буддийский · Вавилонский · Византийский · Вьетнамский · Гильбурда · Голоценский · Григорианский · Грузинский · Древнегреческий · Древнеегипетский · Древнеиндийский · Древнекитайский · Древнеперсидский · Древнеславянский · Еврейский · Зороастрийский · Индийский · Инки · Иранский · Ирландский · Исламский · Китайский · Конта · Коптский · Малайский · Майя · Непальский · Новоюлианский · Римский · Симметричный · Советский · Тамильский · Тайский: лунный, солнечный · Тибетский · Трёхсезонный · Туркменский · Универсальный · Французский · Ханаанейский · Хараппский · Чучхе · Шведский · Шумерский · Эфиопский · Юлианский · Яванский · Японский

Древнеславянский календарь — условное название комплекса календарных представлений древних славян, существовавших в языческой культуре и повлиявших в период христианизации на формирование календарных систем славянских народов. Эти представления касаются способов подсчёта дней, месяцев и лет.

Содержание

Источники для реконструкции древнеславянского календаря

Историки используют для реконструкции древнеславянского календаря сведения из средневековых письменных источников. Во-первых, это болгарские и древнерусские летописные тексты, в которых упоминаются названия месяцев и ведётся счёт лет и временных периодов, начиная с дохристианской истории славян. Во-вторых, это агиографическая литература. Особую группу составляют тексты, содержащие календарные расчёты. К ним относятся пасхальные таблицы и «Учение о числах» Кирика Новгородца.

Важнейшим источником является так называемый народный календарь примет, зафиксированный в фольклорных текстах нового времени. Он сохранил, как полагают, важнейшие элементы годового календарного цикла древних славян и внутренние связи между ними. При работе с этим календарём следует принимать во внимание наслоение более поздних христианских представлений, расхождение юлианского календаря с астрономическим и смену календарей: юлианского на григорианский. Важное место занимает исследование народных названий месяцев.

Третья группа источников — археологические находки. Существует методика статистического анализа календарной символики на керамике и украшениях дописьменных археологических культур. Её суть заключается в выявлении календарных чисел, отражённых в украшениях (к примеру — числа 19, 13, 12, 9, 7, 4 и 3 — являются календарными), подсчёт частоты их употребления в ареале культуры и сопоставление с подобной статистикой соседних по территории синхронных культур, а также культур более раннего и более позднего периодов. Для славян подобных исследований не проводилось. Сложность вызывают и споры о том, какие именно археологически культуры можно считать славянскими. Другой проблемой является отсутствие на керамике славян календарной символики. Самый богатый материал для реконструкции календаря древних славян даёт керамика черняховской культуры, славянская принадлежность которой, при этом, признается далеко не большинством археологов. Некоторые исследователи пытались привлечь для реконструкции календаря числовые значения, отражённые в конструкции древнеславянских капищ (число 8, которое является скорее географическим, а не календарным).

Четвёртая группа сведений о календаре славян возникает при использовании сравнительного метода. При реконструкции используются аналогии с другими календарными системами, однако надёжных данных, ввиду отсутствия синхронных письменных источников и утвердительных археологических данных о ранней истории славян, этот метод не даёт.

Общие принципы исчисления времени древними славянами

Б. А. Рыбаков, исследуя календарные знаки на черняховском сосуде из с. Ромашки (IV век) путём сопоставления с народным календарём, пришёл к выводу, что славяне считали время по дням, объединяя этот счёт в небольшие периоды (неделя, две недели, 40 дней, месяц (или «луна») и т. п.), учитывая таким образом порядковое положение дня относительно других дней и соотношение всего годичного цикла с астрономическими и природными явлениями. Такими явлениями по мнению некоторых исследователей были дни солнечного равноденствия и солнцестояния — славянские праздники Масленица, Купала, Овсень и Коляда.

На ромашкинском календаре обозначен период аграрных работ с конца мая по август, отмечены праздники Купала (ночь с 23 на 24 июня) и Перуна (12 и 20 июля), а также «русалии» и период жатвы.

Дни отмечены квадратиками с крестом внутри — символом света, то есть счёт вёлся «днями» («инии деньми лето чтяаху»), тогда как в древнерусском источниках также указывается на то, что предки славян, до того, как узнать 12 месяцев солнечного календаря, считали время по луне («овии по луне чтяху»), то есть ночами (у англичан 2 недели называются — «14 ночей»).

При таком счёте времени самым простым было считать дни и года от какого-либо события, при этом образовывались разнообразные локальные календарные системы и эры, не являющиеся общеславянскими и существовавшими непродолжительное количество времени — до следующего значимого события.

К календарной символике, имеющей числовое выражение, у древних славян относятся числа 12, 6, 4 и 3, связанные с солнцем, числа 13, 7, 5 и 4, связанные с луной, а также число 9, имеющее лунно-солнечное объяснение. В фольклоре встречаются такие временные и числовые значения как 30 лет и 3 года, «тридевять» (27) и «тридесять» (30), 40 дней и «сорок сороков» (1600) и др.

Дни недели

Названия дней недели у разных славянских народов

РусскиеУкраин-скиеБелорус-скиеПольскиеНижне-лужиц-киеВерхне-лужиц-киеЧеш-скиеСловац-киеСловен-скиеСербо-хорват-скиеХорват-скиеСербскиеМакедон-скиеБолгар-скиеСтаро-церковно-славянские
понедельникпонеділокпанядзелакponiedziałekpòniedzôłkpónjeźelepondělíPondelokPonedeljekPonedeljakPonedjeljakпонедељакпонеделникпонеделникпонєдѣ́л҄ьникъ
вторниквівторокаўторакwtorekwałtorawutoraúterýutoroktorekutorakutorakутораквторниквторниквъто́рьникъ
средасередасерадаśrodasrjodasrjedastředastredasredasredasrijedaсредасредасрядасрѣ́да
четвергчетверчацверczwartekstwórtkštwórtkčtvrtekŠtvrtokČetrtekčetvrtakČetvrtakчетвртакчетвртокчетвъртъкчєтврь́тъкъ
пятницап’ятницяпятніцаpiątekpětkpjatkpátekPiatokPetekpetakPetakпетакПетокпетъкпѧ́тъкъ
субботасуботасуботаsobotasobotasobotasobotasobotasobotasubotasubotaсуботасаботасъботасѫбо́та; собо́та
воскресеньенеділянядзеляniedzielanjeźelanjedźelanedělenedeľanedeljanedeljanedjeljaнедељанеделанеделянєдѣ́лѧ

В «Повести временных лет» понедельник и вторник упомянуты всего по одному разу, среда — дважды, четверг — трижды, пятница — 5 раз, суббота — 9, а воскресение («неделя») — 17 раз.

Названия дней недели («седмицы») имеют порядковое значение: вторник — второй день, четверг — четвёртый, пятница — пятый. Название воскресенья — «неделя» — указывает на запрет трудиться в этот день, на день отдыха (такие запреты также связаны с различными народными праздниками и различными видами деятельности и имеют явное языческое происхождение). Название понедельника указывает на связь седьмого и первого дней («после недели»).

Некоторые реконструкторы [кто?] утверждают, что славяне пользовались пятидневной неделей, а субботу и воскресенье они заимствовали во время христианизации.

Дни недели, как и у других языческих народов, были посвящены различным богам. Известно, что четверг связан с Перуном, а пятница — с Мокошью (ср. поздний персонаж — Пятницу). Эти представления восходят к общеевропейской традиции.

Названия месяцев

Само слово «месяц» указывает на связь выделения такого хронологического отрезка с лунными циклами и имеет общеевропейские корни. Следовательно, продолжительность месяца составляла от 28 до 31 дня, более точно указать счёт дней по месяцам пока не представляется возможным.

Славянские названия месяцев сохранились у ряда славянских народов [4] : (В языках выведенных курсивом обычно употребляются названия латинского происхождения, одним цветом обозначены названия с одним и тем же смыслом.)

В литовском языке сохранились балтийские названия месяцев, частично совпадающие со славянскими, что позволяет предположить, что часть этих названий восходит ещё ко времени балтославянского единства. Литовские названия также приведены в этой таблице.

Таким образом, у славян не существовало единых представлений о порядке и названии месяцев. Из всей массы названий выявляются праславянские названия, что говорит о единстве происхождения календаря. Этимология названий также не всегда понятна и даёт повод для разного рода спекуляций на эту тему. Единственное, в чём сходятся большинство реконструкторов, — это связь названий с природными явлениями, характерными для годичного цикла.

Количество месяцев в году

Д. И. Прозоровский считал, что древнерусский дохристианский календарь был лунным и состоял из 13 драконических месяцев (в среднем по 27,216 суток). Продолжительность года составляла 355 дней. Вместе с тем Прозоровский высказал догадку, что начала древнерусских месяцев могли не совпадать с первыми числами месяцев юлианских.

Н. В. Степанов обратил внимание на встречающиеся в древнерусских источниках упоминания дат, выраженных в «небесных» месяцах. Названия этих месяцев совпадают с названиями «книжных» месяцев юлианского календаря. Но числа «небесных» и «книжных» месяцев, на которые пришлось то или иное событие, различны. По мнению Степанова, «небесные» месяцы — отражение древнейшего русского счисления времени. В языческой Руси, как считал Степанов существовал 12-месячный лунный календарь, который периодически, раз в три года, дополнялся 13-м, эмболисмическим месяцем «груднем».

Д. О. Святский на основе изучения древнерусских таблиц 19-летнего лунного цикла пришёл к выводу, что 13-й месяц вставлялся через неравные промежутки времени. Вставки производились после мая 8-го и 16-го кругов Луны. Такой порядок вставки семи эмболисмических месяцев в пределах 19-летнего цикла позволял согласовать древнерусский языческий календарь с нововведённым юлианским.

Любор Нидерле считал, что у славян, в том числе и у восточных, сколько-нибудь стройная календарная система отсутствовала. Понятия месяца у них не существовало. Были лишь сезонные определения природных явлений.

В. Шаур считает, что у славянских племён уже в период их расселения сложился лунно-солнечный календарь. В основе его лежал месяц, длившийся от новолуния до новолуния. Год состоял из 12 месяцев. Приблизительно раз в трёхлетие для согласования солнечного года с лунным к ним прибавлялся «внеочередной» месяц. Вставка производилась в конце года, между сеченем и брезнем.

В. Е. Гусев отказался от мысли о строгой регулярности дополнений лунного года 13-м месяцем. По его мнению, сроки интеркаляции определялись практической необходимостью, «сезонными колебаниями погоды», а не «отвлечёнными астрономическими расчётами».

На сегодня известно несколько лунных календарей у славянских народов в средневековье. В русских источниках XII—XV вв. имеется указание как минимум на существование двух лунных календарей. В Болгарии, начиная уже с VII века, использовали тюркский лунный календарь, близкий к восточному календарю. Добавление лишних тринадцатых месяцев в високосный год происходило через неравные промежутки лет и в разные порядковые годы 19-летнего лунного цикла и 12-летнего зодиакального цикла.

Б. А. Рыбаков при реконструкции календарей черняховской культуры считал, что славянский год состоял из 12 месяцев. Это число явно присутствует на гадательной чаре из Лепесовки (IV в.) и сопоставляется с 12 месяцами года. Однако на другой чаше из этого храма столь явного соответствия рисунков гипотетическому 12-месячному календарю не находится. Кроме того на черняховском сосуде из Войскового, на котором Б. А. Рыбаков также находит 12 месяцев, в верхнем поясе знаков начертаны 13 символов, а в нижнем — 18 (включая один «пробел»), что явно ближе к лунному, а не солнечному календарю.

Сезоны

Названия зимы и лета во всех славянских языках одинаковы, в то время как названия осени и особенно весны сильно различаются. Это возможно свидетельствует о том что год изначально делился лишь на два сезона. По другим данным у древних славян было три сезона: весна, осень и зима. Всё вместе называлось лето. В зависимости от климатического пояса, в котором расселились те или иные славянские народы, весна начиналась в период с 1 марта, по 23 апреля и длилась вплоть до Купала (23—24 июня). Осень в этом плане была не чётко выражена, так как существовало ещё «бабье лето» (неделя до 1 сентября и неделя — после). Осень длилась до конца октября-ноября. Большую часть года занимала зима. Серединой зимы было 11 февраля, на которое, как полагают, приходился праздник Велеса.

РусскиеУкраинскиеБелорусскиеПольскиеПолабскиеВерхнелужицкиеЧешскиеСловацкиеСловенскиеХорватскиеБоснийскиеСербскиеМакедонскиеБолгарские
ВеснаВеснаВяснаWiosnaProletoNalěćoJaroJarPomladProljećeProljećeПролећеПролетПролет
ЛетоЛітоЛетаLatoLato, LetLěćoLétoLetoPoletjeLjetoLjetoЛетоЛетоЛято
ОсеньОсіньВосеньJesieńprenja zaima, jisinNazymaPodzimJeseňJesenJesenJesenЈесенЕсенЕсен
ЗимаЗимаЗімаZimaZaimaZymaZimaZimaZimaZimaZimaЗимаЗимаЗима

Начало года

Некоторые исследователи склонны считать, что новый год древние славяне начинали от весеннего равноденствия. Поскольку новый год начинался с марта, январь являлся одиннадцатым по счету месяцем. Несколько позже Новый год отмечался в сентябре, в Семёнов день, после чего январь стал пятым месяцем года. [источник не указан 656 дней]

По старинному поверью солнце в апреле встречается с месяцем, а с первого мороза они расходятся в дальние стороны: один на восток, другой на запад, и с той поры не встречаются друг с другом до самой весны (индоевропейский мотив свадьбы месяца и солнца). Это поверие говорит о том, что счёт дней древние европейцы начинали с марта, при этом лунные и солнечные месяцы к концу зимы давали значительное расхождение, что компенсировалось либо за счёт лишнего месяца, либо за счёт плавающего по числам нового года. [источник не указан 342 дня]

Исчисление лет. Века и эра

Славяне, возможно, также возводили перечень времён к временам богов. Из переводной греческой хроники Иоанна Малалы нам известно о царствовании Сварога (Гефеста) и его сына Дажьбога (Гелиоса). Последний правил, согласно вставке в летописи, 7470 дней, или 20 с половиной лет. В «Слове о полку Игореве» упоминаются «века Трояна» и «седьмой век Трояна», что натолкнуло многих историков на мысль о существовании особой языческой эры, в которой счёт веков начинался со времён бога Трояна. Н. М. Карамзин и Б. А. Рыбаков считали, ссылаясь на подобное мнение древнерусского книжника, что упомянутый бог связан с императором Траяном, завоевавшим в начале II века дунайские земли, из которых славяне вели своё происхождение.

Реконструировать троянову эру пытались многие авторы. Проблемой при этом является начальная точка отсчёта эры (106 год завоевания дунайских земель или какой-то иной?), продолжительность «веков» и привязка «седьмого века» к какому-то упомянутому в «Слове» событию (речь идёт в контексте рассказа о событиях 1060-х гг.). Одно из возможных объяснений: упоминание семи веков — это поэтическая связь между описываемым «временем Бусовым» (360-е — 370-е гг.) и усобицами 1060-х гг. Большинство интерпретаторов «Слова» не склонны понимать словосочетание «семь веков» буквально в хронологическом значении и объясняют цифру семь как символ завершения периода большой языческой эпохи в истории русского славянства.

Некоторые исследователи «Слова», например А. К. Югов, полагают, что в «Слове» не упоминаются ни «Троян», ни его «седьмой век». По их мнению, Троян — это ошибочное прочтение имени Боян (лигатура тр по начерку совпадала с буквой б), а др.-рус. на семом следует переводить как «на самом», а не как «на седьмом». Такая трактовка разрешает все сложности, связанные с этим фрагментом «Слова», и делает все спекуляции на этом беспочвенными.

Источник

Древний Славяно-Арийский Календарь

Как называется календарь на руси. 1747708. Как называется календарь на руси фото. Как называется календарь на руси-1747708. картинка Как называется календарь на руси. картинка 1747708

Оглавление

Славяно-Арийский Календарь

Древним Славянским Календарём называют Славяно-Арийский Календарь (Ведический), летоисчисление которого начинается с Сотворения Мира в Звёздном Храме.

Сотворением Мира в древние времена называли заключение мирного договора между воюющими народами, а Звёздный Храм – это название годины по Круголету Числобога. Данное летосчисление появилось после победы Великой Расы (древними Славянами) над Великим Драконом (Древний Китай) (5508 г. до н. эры). Эту победу наши Предки отобразили в виде образа – Витязь на коне поражает копьём Дракона. Но после крещения Руси, христиане приписали достижения наших Предков себе, и данный образ начали трактовать, как христианский святой Георгий Победоносец побеждает змия, который опустошал земли языческого царя.

Календарь – это Коляды Дар что буквально означает подарок Коляды. Т.е. слово «календарь» происходит от сращения Каляды Даръ.

Коляда – Воплощение новогоднего солнечного цикла. По древнеславянской мифологии Коляда появился на свет в 7 тысячелетии до Р.Х., чтобы спасти человечество от духовного вырождения.

Различия современного и Славяно-Арийского календарей

В начале необходимо знать о различиях, существующих во времяизмерительных и календарных системах. Например: в современном Летоисчислении 4 времени года: Зима, Весна, Лето и Осень, а в Славяно-Арийском – 3: Оусень, Зима, Весна, и эти все три времени называются – Лето. Далее, в современном Летоисчислении исторический счет ведется Веками (периодами по 100 лет), а в Славяно-Арийском – Кругами Жизни (циклами по 144 Лета). Также имеются и другие различи:

Славяно-АрийскоеНовый год (Новолетие)1 января
(2 месяц Зимы)1 Рамхатъ
(Осеннее равноденствие)Дней в году (в Лете)в простом365365в високосном366—в Священном—369Високосный, каждые4 года—Священное Лето, каждое—16 ЛетоМесяцев в году (Лете)129Дней в Месяцев полном3141в неполном30, 28 (29)40в Священное Лето—41Дней в Неделе79Часов в сутках2416

Итак эта календарная система, наиболее точная и удобная из всех существующих на данный момент календарей. За последние несколько десятков тысяч лет, наш календарь не «убежал» и не «отстал» ни на один день, т.к он опирается на модель Вселенной и на осевую централизацию и галактическую ориентацию Земли.

Ныне древним Даарийским Круголтом Числобога пользуются только ПравоСлавные Славяне (не путать с христианами) Староверы-Инглинги и Ирландский Орден Друидов. ДКЧ уходит своими корнями во времена, когда наши Предки жили на северном материке, который они называли (Гиперборея, Арктида, Арктогея).

Сварожий Круг (Славянский зодиак)

Сварожий Круг – это небесный путь, по которому движется Ярило-Солнце, проходя через 16 Небесных Чертогов, в которых собраны Солнца, Звёзды и Звёздные скопления (созвездия). Из Сварожьего Круга Души людей приходят на Землю, при этом, когда Солнце проходит определённый Чертог, соединение его света со светом Чертога даёт силу, которую воспринимает Священное древо Чертога, которое растёт на Мидгард-Земле.

В западной традиции Небесный Круг Созвездий называют «зодиак» и делят его на 12 знаков, а наши Предки делили на 16 периодов, т.н. Небесных Чертогов. Славянин должен знать свой Чертог.

Смена Чертогов происходит в 14-й час по славянскому времени.

Линия между 1 и 2, 9 и 10 — ось Земли
ОР — Осеннее равноденствие,
ВР — Весеннее равноденствие,
ЛС — Летнее солнцестояние,
ЗС — Зимнее солнцестояние.

Космограмма Сварожьего Круга

Система Сварожьего круга разделена на 16 Чертогов. В каждом Чертоге Сварожьего Круга по 9 Залов. В каждом Зале по 9 столов. По обеим сторонам которых находятся скамьи. С одной стороны стола 36 скамей для мужчин, с другой 36 скамей для женщин. На каждой скамье 760 мест. Расположение мест мужских и женских не противопоставляет (судьбы) одних к другим, а гармонирует их также как «Ха» и «Тха» гармонирует в магните. Каждое место за столом в определённом зале и чертоге Сварожьего Круга освещается тонким лучезарным светом Земель, Лун и Ярилы, а также светом и сиянием Звезд и Солнц нашего Мира (нашей Вселенной).

Даарийский Круголет Числобога

Даарийский – означает древнюю страну Даарию, т.е. он был основным в Даарии.
Круголет – Круг Лет (славяне считают кругами: Круг = 16, Полный Круг = 144).
Числобог – Мудрый, Вышний Бог, управляющий течением Реки Времени, а также Бог-Хранитель Даарийского Круголета и различных жреческих систем Славяно-Арийского летоисчисления.

Таблица. Даарийский Круголет Числобога (Круг Жизни)

Кру-
го-
лет
СтихияЗемляЗвездаОгоньСолнцеДеревоСвагаОкеанЛунаБог
ЦветЧёрныйКрасныйАлыйЗлатыйЗеленьНебесныйСинийФиолетовыйБелый
Назв. \ НачалоЖМЖМЖМЖМЖМЖМЖМЖМЖМ
1Путь (странник)1129113978165493317
2Жрец2130114988266503418
3Жрица1931311159983675135
4Мiр (Явь)20413211610084685236
5Свиток37215133117101856953
6Феникс38226134118102867054
7Лис (Навь)55392371351191038771
8Дракон56402481361201048872
9Змей73574125913712110589
10Орёл745842261013812210690
11Дельфин917559432711139123107
12Конь927660442812140124108
13Пёс109937761452913141125
14Тур (бык)110947862463014142126
15Хоромы (дом)127111957963473115143
16Капище (храм)128112968064483216144

Месяц (Сороковник), Лето

Лето из 9 частей (месяцев), которые поделены на 3 периода: Оусень, Зима, Весна.

Новолетие в день Осеннего равноденствия – это 1 Рамхатъ.

Простое Лето длится 365 дней, а каждое шестнадцатое (Священное Лето) – 369 дней, т.е. вся система уравнивается, потому что средняя продолжительность Лета = 365,25 суток.

В обычные Лета месяцы по 40 и 41 дню (все четные – 40 дней и в нечетный месяц 41 день), а в Священное Лето все месяцы по 41 дню.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *