Как называется японская борьба тяжеловесов
Сумо — динамичный вид спорта для тяжеловесов: развеиваем мифы
О национальной японской борьбе сумо все что-нибудь да слышали. Но многое из этого — слухи и стереотипы. Предлагаем вам разобраться в этом традиционном для Японии виде спорта.
Динамичное, быстрое и травмоопасное единоборство
Сумо — очень энергичный вид спорта. Поединок длится всего 10 секунд, и за это время борец, как правило, дважды или трижды меняет тактику. Хотя сумоисты весят очень много, противники сталкиваются в борьбе с общей скоростью до 60 км/час. Понятно, почему этот спорт травмоопасен. Страдают в основном колени, локти, шея, спина, пальцы и голеностоп. При всей сложности и опасности этого единоборства сумоисты должны быть сдержанны и не имеют права проявлять свои эмоции, как бы ни было больно.
Шоу и религия одновременно
Сумо занимает в Японии особое место. К нему относятся с неким религиозным благоговением, а борцов сумо почитают и уважают. При этом сумо — зрелищное шоу, на которое приходят посмотреть стар и млад, мужчины и женщины. В исступленном восторге и ликовании пребывают, как правило, все. Сумотори стремятся повысить настроение зрителей, для чего придумывают различные фишки как в борьбе, так и в ритуале.
Немного о правилах
Бойцовский ринг, или, как его называют в сумо, дохё, составляет в диаметре 4,55 м. За 10 секунд борец должен вытеснить соперника за его пределы или вынудить коснуться поверхности чем-нибудь помимо ступней. В борьбе разрешены пощечины открытой ладонью. Сила у сумоиста настолько велика, что одной пощечиной можно отправить в нокаут. Борцы сумо делятся на две категории: одни специализируются на толчках, другие всю силу бросают на борьбу в поясе. Сумоистов готовят с детства.
Для этого они усиленно тренируются и едят. Что касается занятий, то они составляют большую часть дня: тренировки начинаются с рассветом, после обеда и сна продолжаются. На питание сумоистов обращают пристальное внимание. Вес борца должен быть не за счет жира, соответственно, питание должно быть сбалансированным. В начале обучения юных сумоистов просят сбросить вес, а потом уже под контролем они набирают необходимую рабочую массу, состоящую из мышечной и жировой. Не каждый может стать сумоистом: нужно иметь особый тип метаболизма.
Сумоисты соревнуются по дивизионам. Высший дивизион называется макуути и включает 42 борцов. Ежегодно проходит 15 туров, соответственно, соревнуются 30 борцов. Лучшие из лучших встречаются на дохё, и пробиться в этот высший дивизион непросто. Если кому-то удается прорваться в группу лидеров, ему приходится доказывать свое преимущество и право находиться в элите.
Если вас этот вид спорта заинтересовал, предлагаем посмотреть видео и почитать, как готовят молодых борцов.
Дух самурая Сумо — борьба гигантов и великанов. Почему всему миру трудно ее понять
Фото: Victor Decolongon / Getty Images
Два здоровенных японца в набедренных повязках, похожих на большие стринги, выходят на круглую земляную площадку, становятся друг против друга в полуприседе, широко расставив ноги, и пытаются вытолкнуть противника за пределы площадки. Это — сумо, вид спорта, о котором знают все, и в то же время эти знания ограничиваются только внешней атрибутикой. Информация об этой традиционной японской борьбе размыта слухами и фантазиями, зачастую далекими от действительности. «Лента.ру» собрала главные мифы о сумо и выяснила, имеют ли они связь с реальностью.
Это вообще не спорт
Исторически сумо вовсе не спорт. В качестве прикладного боевого искусства оно бурно развивалось в конце XIV — начале XV века. Изначально оно понималось как средство воспитания духа и укрепления тела самураев. Лицезрение сумо — ритуал, проводимый при дворе сегуна, военного правителя Японии, описывается в хрониках того времени в отдельных главах. В них прослеживается тонкий символизм, без которого и сегодня нельзя представить сумо.
Позднее сумо из системы подготовки самураев мутировало в полноценный культурный пласт, ведь развивая свою «элитарную» часть, оно проникало и в народ. Ритуальные поединки в дни празднеств, посвященных благодарению богам за урожай, начали проводить примерно тогда же, на рубеже XIV-XV веков. Перемотать лет 300 — и вот, к середине XIX столетия сумо становится не просто прикладной борьбой, а частью национальной культуры японцев всех сословий. Потом были потрясения XX века, мощный экономический и технологический прогресс, но сумо так и осталось незыблемой ценностью для японцев, склонных к сохранению традиций.
«Сумо — это все. Это культура, история, религия. Это, если говорить по-английски, лайфстайл. Это учит очень многому. Как начать жить без проблем, как стать нормальным мужчиной, как себя вести. Это все», — рассказывает «Ленте.ру» эстонец Кайдо Хевельсон, один из немногих иностранных профессиональных сумоистов в Японии. Там он выступал под именем Баруто Кайто — оно взято из японского названия Балтики.
А теперь важная ремарка, вгоняющая в ступор. Все это относится исключительно к Японии — только там, строго говоря, и существует профессиональное сумо со всеми его странными для неподготовленного взгляда ритуалами и традициями. Все остальное — национальные первенства, континентальные и мировые чемпионаты — проводится в более привычном, академично-спортивном виде и носит любительский характер. Потому и рассматривать сумо стоит в двух плоскостях — профессиональной и любительской.
Просто потому, что везде сумо — это спорт, а в Японии — это стиль жизни.
Узнать сумо можно только в Японии
Вернее будет сказать: нигде не занимаются сумо так, как в Японии. Баруто в 19 лет попал в хэю — школу сумоистов. Хотя давайте говорить правильно: могучие борцы согласно японской традиции называются рикиси, и до того как стать великими чемпионами, они проходят трудный путь.
Так вот, Баруто — эстонец, в 19 лет работал охранником, не имея возможности оплатить высшее образование, параллельно занимался сумо, куда пришел из дзюдо. На один из турниров приехали представители японской федерации, Кайдо им приглянулся — и они позвали его, скажем, на стажировку. Большой сильный эстонец относительно быстро освоился в совершенно чужой стране, транзитом через университетский клуб попал в школу Михогасэки, ставшую для него и его новых товарищей еще и школой жизни.
«Я никогда не понимал, зачем нужно вставать в 4:30. Мы убирались в это время, но я знал, что это можно сделать и чуть позже. Только потом осознал: ты просто должен быть идеальным», — вспоминает Баруто.
Вкратце распорядок дня молодых учеников хэи выглядел так:
1) подъем в 4:30, уборка территории и подготовка дохе — площадки для борьбы;
2) утренняя трех-четырехчасовая тренировка, причем старшие спускались чуть позже — им это позволено;
3) к 10-11 часам утра будущие рикиси шли завтракать; готовкой занимались младшие, а первыми за стол садились старшие;
4) после завтрака немного времени для себя, потом опять уборка, к 15 часам начиналась вечерняя тренировка.
Дальше по той же схеме: готовка, ужин, чуть позже сон в комнате на 12 человек.
И так по кругу. В первый раз Баруто выпустили из хэи через два с половиной года. Срок действия паспорта закончился, он должен был на время вернуться в Эстонию. Иначе бы не выпустили.
Японцы, если говорить совсем просто, заморочились. В профессиональном сумо нет ни одной вещи, которая не несла бы какого-то смысла. Дохе делается для каждого турнира командой во главе с мастером с десятилетним стажем, для него подбирается глина особой породы и тщательно утрамбовывается, а затем посыпается песком — в знак чистоты. Потом сверху бросают соль — это уже не чистота, а очищение. Сейчас будет страшное: женщинам заходить на дохе категорически запрещено, а если такое происходит, необходимо вызывать синтоистского священника — он должен провести обряд очищения.
Фото: Itsuo Inouye / AP
Над дохе висит некое подобие крыши, символизирующей синтоистский храм. Судьи разговаривают исключительно на японском, причем говорят много и быстро — подбадривают борцов во время схватки. В районе Токио Регоку есть целый район сумо, там же был построен грандиозный дворец для проведения турниров. «Эта конструкция обнесена специальными кистями разных цветов — это времена года. Сумо — очень символичный вид спорта. Любое действие, которое здесь происходит, имеет объяснение», — подтверждает Юрий Голубовский, старший тренер сборной России по сумо.
Турниры (хомбасе по-японски) проводятся не только в дворце Регоку, но и по всей Японии. Они начинаются в первых числах каждого нечетного месяца и длятся примерно 15 дней. Так что забыть о великих рикиси возможности нет, в Японии они — настоящие рок-звезды. Мощные, гигантские, с традиционным пучком на затылке — борцы, как правило, собирают толпы зрителей. «В 2012 году я стал чемпионом, я был звездой», — говорит Баруто. Через год после этого эстонец завершил карьеру из-за постоянных болей в колене, зато потом четыре года отработал на местном телевидении — настолько узнаваемым был этот чужак, ставший чемпионом в Японии.
Сложно. Японцы сильнее всех, да?
Помните же, что есть две плоскости: профессиональное и любительское сумо? Ну так вот, за пределы своего маленького, но богатого мира великие японские рикиси практически не выходят. Им это, собственно говоря, запрещено.
Так что в чемпионатах мира или Европы (последний, кстати, проходил в Эстонии в апреле, организовал все Баруто) спортсмены-профессионалы не участвуют, да и относятся к ним скорее снисходительно. Получается, что, говоря о сильнейших сумоистах мира, мы априори отбрасываем японских рикиси. К слову, на континентальном первенстве сильнее всех были россияне.
«В России и в мире сумо рассматривается только как соревнование, спорт. Та техника проведения поединка, которая есть в Японии, у нас не представлена. Людей, занимающихся сумо с детства, практически нет. Они приходят из дзюдо, греко-римской борьбы, вольной борьбы, самбо. И вот это смешение всего приводит к некоторому симбиозу», — рассказывает Голубовский.
Действительно, в чистом виде сумо за пределами Японии не существует. «В миру» организация соревнований предельно упрощена. Проводятся они в спортивных залах, дохе, понятно, вовсе не из глины, а из резины — но с куполом над ним. «Просто потому, что европейцам и американцам не присущи все жесты и символы, которые есть в классическом сумо, они их не понимают», — отмечает Голубовский. Для многих спортсменов соревнования на уровне континентального или мирового первенства становятся первыми в жизни: они выходят, сразу проигрывают, и все — конец.
Сумоисты — борцы тяжеловесы
Борьба сумо это вид боевого искусства. Его родиной является Япония и это единственная страна, в которой сумо занимаются профессионально. Турниры по сумо регулярно проходят в Токио и других городах Японии и являются любимым видом единоборства для зрителей. Билеты на соревнования раскупаются за считанные минуты. В единоборстве сумо гармонично сочетается спорт с древними традициями и элементами шоу. Хотя такое зрелище, конечно, на любителя.
Когда смотришь соревнования в записи возникают смутные сомнения о том, что это вообще борьба. Большой вес сумоистов и маленькая арена для борьбы, кажется, не дает возможность активным действиям и поэтому всё происходит быстро, без возможности насладиться маневренности спортсменов. Шаг за линию и бой закончен. Но это моё мнение. В сумо, как и во всём, что касается Японии надо знать истоки и понимать либо попытаться понять суть борьбы.
К сожалению, видео пришлось убрать, так как поисковики похоже не любят этот вид спорта.
Для японцев сумо не просто развлечение, а символ силы Японии, культурное достояние нации. Поэтому и сумоисты для японцев — лица, вызывающие уважение и восхищение.
Именитые сумотори (борец сумо) принимают участие в телевизионных передачах, шоу и фестивалях. Существует поверье, что если рикиси (так называют борца профессионального сумо, в переводе с японского рикиси означает сильный человек), возьмет ребенка на руки или погладит его по голове, то ребенок вырастет здоровым. Сфотографироваться с известным сумоистом высокая честь для каждого, а получить автограф — предел мечтаний.
Сумоисты не японцы
Занимаются профессиональным сумо не только японцы, много среди сумоистов представителей Монголии, другие страны представлены в небольшом количестве. Российские граждане так же отметились в списке именитых спортсменов.
Первым иностранцем, завоевавшим кубок Императора стал американец Джесси Кухаулуа, японское имя сумотори — Такамияма. Произошло это в 1964 году. С тех пор много иностранцев решили испытать свои силы в столь необычном виде спорта. Но чтобы сохранить традиции и самобытность сумо Ассоциация Сумо ввело квоту на прием иностранцев. Так, в школе профессионального сумо (хэя) не может заниматься больше одного иностранца, причем иностранец определяется не по гражданству, а по происхождению. Следовательно, приняв японское гражданство сумоист по-прежнему будет считаться иностранцем. Предельный возраст иностранца, по достижению которого запрещен прием в хэя, тоже призван ограничить приток не граждан Японии в профессиональное сумо. Возраст определён в 23 года.
Поступив однажды в школу сумо спортсмен не может её поменять, только в случае, если школа по каким-либо причинам ликвидируется.
Среди сумоистов разных рангов и категорий присутствуют представители 27 стран всех континентов. Самое большое количество представителей Монголии, более 60 спортсменов. Российские парни, так же решили испытать себя в борьбе тяжеловесов:
Николай Иванов, 25.08.1983 года рождения, единственный этнический русский спортсмен в профессиональном сумо. Свою карьеру начал в 2002 году, не имея опыта такого вида единоборств. В юности занимался боксом, имел подходящий рост — 192 см, вес вначале составлял 80 кг, но постепенно достиг 126 кг. Профессионально заняться сумо уговорил его шурин, японец по происхождению. Профессиональный псевдоним его (сикона) стал Амуру.
За свою карьеру у Амуру были повышения, достигаемые путем постоянных тренировок и понижения рейтинга, связанного с травмами колена. Амуру сумел заслужить элитный статус секитори, в 2014 году попал в высший дивизион макуути (высший дивизион профессионального сумо, состоящий из 42 сильнейших рикиси), но начиная с 2016 года он начал сдавать свои позиции и в 2018 году ушел в отставку.
Известный и самый колоритный спортсмен сумо — Анатолий Михаханов, 26.04.1983 года рождения, уроженец пгт. Заиграево Бурятской АССР. Анатолий самый тяжелый борец сумо за всю его историю С ростом 193 см его вес составляет 293 кг. Дебютировал в 2000 году, завершил карьеру в 2018 году, вернувшись в Бурятию. Профессиональный псевдоним Анатолия — Орора Сатоси, что означает «Северное сияние»
Алан Габараев, 31.01.1984 года рождения, представитель Осетии, самый успешный россиянин в сумо на день завершения своей карьеры. В школу Михогасэки поступил в 2006 году и завершил карьеру в 2013, в связи с расформированием школы сумо. В другую школу не стал переходить по причине трудности поддержания боевого веса. Рост Алана — 187 см, вес — 152 кг. Профессиональный псевдоним — Аран Хакутора, «Хакутора» означает Белый тигр.
В числе российских сумотори, в основном представители Северной Осетии: Батраз Феликсович Бараджов, годы работы 2002—2008, Сослан Феликсович Барадзов, активные годы 2002—2008, Сослан Александрович Гаглоев (2005—2008)
Среди активных спортсменов, несмотря на монгольское гражданство к российским тяжеловесам относят Амартувшин Амарсанаа, 02.03.1999 года рождения. Родился в Туве, мать россиянка, отец монгол. В 14 лет уехал в Монголию, получив монгольское гражданство, а в 15 лет отправился в Японию для профессионального обучения сумо.
5 самых тяжелых борцов сумо
Вес сумоиста не всегда был таковым как сейчас. Со временем пришло понятие, что чем больше масса, тем сложнее будет конкуренту справиться. Но это правило действует не всегда, так как чем выше вес, тем менее подвижным становится спортсмен и больше вероятности получения травм. Средний вес в сумо 120-130 кг. У 39 профессиональных спортсменов масса тела составляет более 200 кг.
Костюм и пояс сумоиста
Колоритные сумоисты выходят на дохё (площадка для схваток) в не менее колоритных костюмах. Их одеяние состоит из маваси это пояс шириной 80 см и длиной 9 м и весит от 3,5 до 5 кг. Ленту оборачивают вокруг голого тела, как правило, 5 раз между ног и телом и завязывают узлом на спине, получается набедренная повязка. Для каждого ранга борцов положен свой цвет и качество материала из которого сделан пояс. Для высших рангов это шелк темных оттенков, для низших дивизионов это всегда серый цвет.
Маваси содержат декоративный элемент — сагари, свисающие украшения, которые во время борьбы часто остаются в руках противника. Количество свисающих частей варьируется от 13 до 25, но обязательно нечетное количество и определяет ту часть маваси (спереди), за которую запрещено хвататься. В случае, если сагари выпадают во время борьбы, то гёдзи (судья на дохё), при первой возможности сбрасывает их с ринга.
В зависимости от техники борьбы, рикиси может плотно обернуть вокруг тела маваси или наоборот сделать их свободными. При технике толкания пояс затягивают плотнее, в случае если предпочитается бросок, то пояс маваси оставляют свободным.
Несмотря на то, что существует определенная градация по цветам пояса, тем не менее не все придерживаются правил. В случае когда борцу не сопутствует удача, он меняет цвет маваси, считая, что это принесёт ему удачу.
В случае если маваси разматывается во время боя, то это автоматически приводит к дисквалификации, но такое случается крайне редко, так в 2000 году, впервые за 83 года малоизвестный борец Асанокири «потерял» свой пояс в поединке с Тиёхакухо Дайки. Матч транслировался в прямом эфире общенационального телевидения.
Такие строгие правила были введены в начале XIX века под воздействием Запада. Сами японцы достаточно спокойно относятся к наготе даже по сей день.
Помимо пояса маваси, для высших дивизионов полагается специальный пояс- кэсё маваси. Такой пояс используется только при проведении ритуала. Кэсё-маваси тяжелый, он похож на расшитый фартук. Есть определенные правила, что может быть изображено на нём. Но в итоге на церемониальных фартуках маваси можно увидеть всё, начиная от японского пейзажа и заканчивая гламурной кошечкой Hello Kitty. Не редко в качестве рисунка предлагается рекламная продукция спонсора.
Кэсё-маваси заказываются и оплачивается спонсорами либо фанатами борца, после согласования с самим рикиси.
В нижней части кэсё-маваси можно увидеть имя спонсора, а бахрома снизу, как правило, украшается цветом золота, но в принципе может быть любым цветом кроме фиолетового. Фиолетовый предназначен для одзэки (второй ранг борца в иерархии) и ёкодзуна (высший ранг борца сумо). Средняя цена такого наряда 1 млн. иен. Кэсё-маваси, инкрустированные драгоценными камнями стоят во много раз дороже. Чем дольше рикиси находится в двух верхних дивизионах, тем больше у него церемониальных кэсё-маваси.
Как сумоисты раздают автографы
Отпечаток руки сумоиста называется тегата и является талисманом счастья. Несмотря на то,что на турнирах продаётся всё: от шоколада в форме борца до плюшевых игрушек с изображением любимого рикиси, тегата не является предметом купли-продажи. Единственный способ стать его владельцем — это получить автограф из рук самого борца, на соревнованиях.
Тегата проставляется на доске сикиси размером 27 на 24 см. Такие отпечатки ладони с автографом изготавливаются партиями и передаются членам соответствующих клубов или другим избранным людям.
Отпечатки ладоней делают черной или красной краской, в последнее время чаще чёрной, а имя, которое проставляется позже, только черной краской.
Тегаты разрешают делать только борцам с высоким рейтингом.
Сколько получают японские сумоисты
В Японии в школы сумо принимаются юноши, как правило после окончания школы. Так же в университетах имеются секции любительского сумо и часть, успешно себя проявивших борцов вливаются в профессиональное сумо после окончания ВУЗа. В профессиональную школу возможно поступить до 23 лет, а для студентов из любительского сумо — 25 лет.
Сумо очень своеобразный и возможно один из сложных и где-то немного жестких видов спорта. Здесь царит дедовщина и даже известен случай смертельного исхода, когда 17-летнего парня сумоиста избили, в результате чего он умер.
Большие заработки в будущем, уважение и узнаваемость влечет юношей стать рикиси, но чтобы добиться славы в будущем приходится немало потрудиться. До узнаваемости и получения вознаграждения за турниры и ежемесячные выплаты пройдет не один год. И далеко не все сумоисты выходят в эшелон высших рангов.
Сама системы оплаты спортсменов очень непрозрачна и сказать точный их доход невозможно, так как помимо оплаты предусмотрены выплаты за участие и победы в соревнованиях, спонсорская помощь и подарки, но в целом это выглядит так:
Для борцов высшего дивизиона, в который входит 42 сильнейших спортсмена:
Во втором дивизионе профессионального сумо, состоящем из 28 рикиси — дзюрё — получают 1 100 000 ¥.
В следующих рангах, начиная с третьего по шестой дивизион профессионального сумо ежемесячные выплаты, соответственно составляют от 500 000 ¥ до 100 000 ¥, что совсем мало по японским меркам.
Традиции и современность
Знакомясь с самобытностью Японии, одним из пунктов посещения иностранцами помимо театра Кабуки являются и турниры по сумо. Но так как они проходят в определенное время, то такая возможность есть не всегда. В этом случае можно воспользоваться уникальной возможностью и посетить одну из борцовских школ, посмотреть быт и утреннюю тренировку рикиси. Такое мероприятие может быть бесплатным, если вы знаете японский язык и сможете подготовиться самостоятельно, необходимо только уважать традиции и соблюдать определенные правила. Для тех же кто не готов рисковать, предлагаются специальные экскурсии, заплатить придется приблизительно 10 000 ¥, что на мой взгляд не так уж и дорого.
В Японии существуют 46 официальных школ сумо, большинство из них расположены в Токио, так же есть в Осака, Нагоя, Фукуока. Существуют специальные сайты и сайты самих школ где можно ознакомиться с возможностью и правилами посещения тренировок. Как правило, требуется предварительная договоренность. Затем необходимо прибыть на место до начала занятий, а это с 6-7 часов утра и находиться (не мешая происходящему) в зале всё время тренировок — от 3 до 5 часов.
Несмотря на то, что многие школы разрешают присутствовать туристам на утренних мероприятиях всегда надо помнить, что это не туристическое место, а серьезное мероприятие — работа и дом борцов и относиться к такому посещению надо с уважением, соблюдая установленные правила:
Игры кочевников: японская борьба тяжеловесов сумо — правила
Правила
На схватку борцы выходят в специальном поясе, достигающем в длину 9 метров и 80 сантиметров в ширину, который повязывается вокруг талии и между ног, образуя подобие борцовских плавок. Один из популярных риуталов — это сикири, предстартовые подготовительные движения. Борцы садятся на корточки, широко расставив ноги и наклонив туловище вперед. Бедра и плечи при этом держат горизонтально, а руками, стиснутыми в кулаки, опираются на поверхность дохё, что уже означает, что спортсмены готовы к поединку.
Приемы
В борьбе побеждает сумоист, который вынуждает противника коснуться дохё (площадка для борьбы) любой частью тела за пределами себу-давара (ограничения периметра). В пределах площадки можно выиграть, если заставить соперника коснуться земли любой частью тела, кроме ступней.
— атакующий не проигрывает схватку, заступая за себу-давара, чтобы смягчить падение и избежать травм при завершении технического действия, в результате которого противник попадает в положение синитай. Данная ситуация называется кабаиаси;
— атакующий не проигрывает схватку, заступив за себу-давара, когда он, подняв противника, выносит и опускает его за себу-давара;
— атакующий не проигрывает схватку, если при выполнении победного броска подъем его ноги касается дохё.
— удары кулаком или тычки пальцами;
— удары ногами в грудь или живот;
— захваты за вертикальные части маваси (пояса);
Как называется японская борьба тяжеловесов
Сумо́ (яп. 相撲 ) — вид единоборств, в котором два борца выявляют сильнейшего на круглой площадке. Родина этого вида спорта — Япония. Японцы относят сумо к боевым искусствам. Традиция сумо ведется с древних времён, поэтому каждый поединок сопровождается многочисленными ритуалами.
Япония является признанным центром сумо и единственной страной, где проводятся соревнования профессионалов. В остальном мире существует только любительское сумо.
Современное профессиональное сумо сочетает в себе элементы спорта, единоборства, шоу, традиций и бизнеса.
Содержание
История
Первое письменное упоминание о сумо встречается в Кодзики, книге датированной 712 годом, являющейся старейшим существующим источником японской письменности. Согласно приведенной там легенде, 2500 лет назад боги Такэмикадзути и Такэминаката схватились в поединке сумо за право владеть Японскими островами. По преданию в первом поединке победу одержал Такемиказуке. Именно от этого героя древности ведёт свою родословную император Японии.
Сумо упомянуто в старинных японских текстах, датированных VIII в., под названием сумаи. В дополнение к своему основному предназначению, сумо ассоциировался с ритуалом религии Синто. По сей день в некоторых монастырях можно увидеть ритуальную схватку человека и бога.
Считается, что современная площадка для сумо — дохё, появилась около XVI века, однако форма и размер дохё менялись со временем.
Правила сумо сложились в эпоху Хэйан (794—1185 гг.). Запрещалось хватать друг друга за волосы, пинать и бить в голову.
Параллельно с храмовым и придворным, существовало и уличное, народное, площадное сумо, поединки силачей или просто горожан и крестьян на собственную потеху и забаву толпе. Существовали различные борцовские забавы, сходные с сумо, в весёлых кварталах, такие, как поединки женщин (часто с похабными борцовскими именами), поединки женщин и слепых, комическая борьба и тому подобное. Уличное сумо неоднократно запрещалось, потому что уличные схватки иной раз перерастали в массовые потасовки и городские беспорядки. Женское сумо тоже подвергалось ограничениям и практически исчезло к началу XX века, сохранившись только как редкий храмовый ритуал и на любительском уровне.
Основные сведения
Площадка для борьбы
Площадка для борьбы сумо представляет собой квадратный помост в 34—60 см высотой, называемый дохё. Дохё сделан из утрамбованной глины особого сорта и покрыт сверху тонким слоем песка. Поединок проходит в круге диаметром в 4,55 м, границы которого проложены особыми плетенками из рисовой соломы (т. н. «тавара»). В центре дохё расположены две белые полосы, обозначающие стартовые позиции борцов. Песок вокруг круга тщательно разравнивается вениками перед началом каждой схватки, чтобы по следам на песке можно было определить, коснулся ли один из соперников земли за пределами круга. На боках дохё в глине в нескольких местах сделаны ступеньки, чтобы борцы и гёдзи могли на него подняться.
Сама площадка и множество окружающих её предметов полны синтоистскими символами: песок, который покрывает глиняный дохё, символизирует чистоту; бросаемая соль символизирует очищение, изгнание злых духов; навес над дохё (яката) выполнен в стиле крыши в синтоистском святилище. Четыре кисточки на каждом углу навеса представляют четыре сезона: белая — осень, черная — зиму, зеленая — весну, красная — лето. Пурпурные флаги вокруг крыши символизирует дрейф облаков и смену сезонов. Судья (гёдзи), в числе прочих обязанностей, выполняет роль синтоистского священнослужителя.
Вход на дохё для женщин по древней традиции запрещён.
Тренировочные дохё сделаны схожим образом, но круг расположен вровень с полом. Для них тоже проводится церемония очищения.
В любительском сумо дохё — просто обозначенный круг, не обязательно расположенный на возвышении. Запрет для женщин не соблюдается, существует и женское любительское сумо.
Одежда и причёска
Одежда и причёска борцов строго регламентируется и вне соревнований. Предписания очень сильно зависят от уровня борца. Как правило, предписываемые в обыденной жизни борцам одежда и прическа весьма архаичны. Оформление причёсок требует особого искусства, практически забытого вне сумо и традиционного театра.
Правила
В сумо запрещено бить иначе, чем открытой ладонью, а также по глазам и в область гениталий. Запрещено хватать за волосы, уши, пальцы и закрывающую гениталии часть маваси. Нельзя проводить удушающие захваты. Всё прочее разрешено, поэтому в арсенал борцов входят пощёчины, толчки, захваты за любые разрешённые части тела и особенно поясов, а также броски, разного рода подножки и подсечки. Поединок начинается с одновременного рывка борцов друг навстречу другу, с последующим столкновением («татиа́й»). Хорошим тоном, равно как и более успешной тактикой, считается наступательная борьба. Трюки, основанные на увёртках (например, такие, как уклонение от контакта в начале поединка), хотя и являются допустимыми, не считаются красивыми. В силу большого разнообразия приёмов, редко кто владеет их полным арсеналом, поэтому бывают борцы, более склонные или к захватам и борьбе в поясе (например, одзэки Кайо), или, напротив, к борьбе толчками на расстоянии (например, Тиётайкай).
Два основных правила используются для определения победителя каждой схватки:
Телом считается всё, вплоть до кончиков волос. В ряде случаев судья объявляет победителем борца, первым коснувшегося земли. Это происходит тогда, когда у его соперника, пусть бы он и коснулся земли вторым, не было никакого шанса победить: его весьма эффективно бросали, или выносили из круга, оторвав от земли (принцип «мёртвого тела»). К безусловному поражению ведёт и попытка проведения запрещённого приёма, например, захвата волос.
Часто поединок продолжается всего несколько секунд, так как один из борцов быстро вытесняется другим из круга, или сбивается с ног броском или подсечкой. В редких случаях, поединок может длиться и несколько минут. Особенно продолжительные поединки могут быть приостановлены для того, чтобы борцы могли перевести дух или подтянуть ослабевшие пояса. При этом, позиция и захват четко фиксируются гёдзи, с тем, чтобы точно восстановить взаимное положение борцов на дохё после таймаута.
Жизнь борца
В комнаты сумо учеников принимают по окончании средней школы. Кроме того, сумо пополняется любителями, как правило, по окончании ими университета, если они смогли проявить себя. Показывающие хорошие результаты любители начинают выступления сразу с третьего дивизиона (макусита). Верхний предел возраста — 23 года для дебютантов и 25 для любителей из студенческого сумо.
Поступив в хэя, борец принимает особый борцовский псевдоним, сикона, под которым и выступает. Борцов сумо называют также сумотори и рикиси.
Формирование тела борца происходит исключительно в процессе тренировок за счёт увеличения мышц и наращивания веса. Этой цели посвящён сам распорядок дня. Подъём с первыми лучами солнца, утренний туалет, затем натощак начинается изнурительная пятичасовая тренировка, требующая полной отдачи сил и предельной концентрации. После тренировки борцы принимают горячую ванну и обязательно плотно едят, обычно без ограничений, а также не отказывают себе в спиртном. После еды — трёхчасовой сон, затем кратковременная тренировка и лёгкий ужин.
Доступность борцу жизненных благ определяется его успехами. От достигнутого борцом уровня зависит, какую одежду и обувь можно носить, можно ли пользоваться мобильным телефоном, интернетом, спать в общей палате или своей комнате и пр. Тот же уровень определяет вид и объём хозяйственных обязанностей — так, раньше всех встают, убирают и готовят еду младшие по званию борцы. Они же прислуживают старшим в бане и за едой. Считается, что такой уклад создаёт серьезный стимул: если хочешь повысить свой статус и не делать чёрной работы — лучше тренируйся, выступай сильнее.
Вес борцов
В любительском сумо может устанавливаться система весовых категорий.
Травмы и потеря здоровья в сумо
Поскольку сумо — контактная борьба тяжеловесов со столкновениями, бросками и падениями, в сумо распространены травмы пальцев, суставов, позвоночника, мышц, рассечение бровей. При встречных столкновениях возможны сотрясение мозга и потеря координации, как при нокдауне и нокауте в боксе. Опасность травм тем более велика, что борьба ведется на примерно полуметровом возвышении, и плохо контролируемое падение с него после проведения приёма совершенно обычно. В порядке вещей получение травм на тренировках. Из-за больших габаритов и массы, опасными могут быть и бытовые травмы. Поскольку в профессиональной борьбе проводится 6 турниров в год, и, сверх того, между ними проводятся серии показательных выступлений, борцам часто не удаётся в полной мере восстановиться. Пропуск схватки на басё по любой причине расценивается как поражение, пропуск турнира (конечно, кроме показательных, где результат не влияет на рейтинг) — как поражение во всех его схватках, и это удерживает борцов от продолжительного лечения. Поэтому обычным зрелищем являются борцы с замотанным эластичным бинтом голеностопом, коленями, локтями, пластырями на пальцах, широким пластырем на плечах, спине. Существуют трудности со здоровьем, вызванные явно избыточным (но необходимым для борьбы) набранным весом: хронические болезни позвоночника, коленей, голеностопа, гипертония, нарушения обмена веществ.
Во время поединка могут пострадать не только борцы, но случайно гёдзи и даже зрители из передних рядов, если на них кто-нибудь неудачно упадёт. Известны случаи, когда травмировались другие борцы, готовившиеся возле дохё к следующему поединку.
Сильно вредят здоровью и неспортивные обстоятельства, например, частая необходимость пить спиртные напитки на многочисленных встречах со спонсорами, клубами поддержки хэя, праздниках по окончании турнира и прочих подобных собраниях.
Организация
Турниры и поединки
Официальные турниры профессионалов (басё) проводятся 6 раз в год, в Токио (январь, май, сентябрь) и по разу в Осаке (март), Нагоя (июль) и Фукуоке (ноябрь). Басё начинается, как правило, во второе воскресенье нечетного месяца и длится 15 дней. Между турнирами борцы участвуют в различного рода выездных и благотворительных показательных турнирах.
Борцы старших лиг (макуути, дзюрё) проводят 15 поединков за басё, прочие — 7. Пары определяются накануне, на два дня вперед. Поскольку число поединков, проводимых борцом за турнир, гораздо меньше, чем число борцов его лиги («каку»), схватки не могут пройти вкруговую. В типичном случае, борец встречается с коллегами примерно того же уровня.
В поединке (кроме особых случаев, таких, как суперфиналы при равенстве результатов в последний день, «кэттэй-сэн») не могут встретиться борцы одной хэя, а также, хотя это явно не оговорено, родные братья, даже если они оказались в разных хэя. В младших лигах такое требование может распространяться и на итимоны. По этой причине борцы очень сильной хэя, не принадлежащие к верхушке лиги, имеют некоторое преимущество: для них число сильных соперников уменьшается.
В любительском сумо устанавливаются собственные, отличные от перечисленных выше, регламенты проведения соревнований.
Призы и премии
Для секитори (борцов макуути и дзюрё) ежемесячно установлены следующие выплаты:
Борцы рангом ниже дзюрё не получают ежемесячных выплат, однако за каждый турнир получают басё (basho):
Существуют и прочие выплаты и пособия, в частности:
После каждого турнира саньяку получает:
Победитель турнира получает:
Также существуют три специальные премии по 2000000 иен каждая, присуждаемые по итогом басё.
Сверх перечисленных выше выплат, в профессиональном сумо существует особая накопительная бонусная система. Практически за каждое, большое или малое достижение, начиная с самого дебюта, сумотори получает определенное количество бонусных очков. Для сэкитори накопленные очки оборачиваются периодическими денежными выплатами. Борцы младших лиг очки накапливают, но таких выплат не получают. Список достижений, за которые начисляются бонусные очки, велик, в частности, они начисляются за:
Расчет ежемесячного дохода конкретного рикиси из-за его сложности и бонусной накопительной системы непрозрачен для посторонних. В целом годовой доход ёкодзуна, включая сторонние заработки (например, реклама) примерно соответствует доходу футболиста мирового класса.
Лиги и ранги в сумо
Ранги высшей лиги макуути, от старшего к младшему:
В профессиональном сумо существует шесть лиг, от младшей к старшей: дзёнокути, дзёнидан, сандаммэ, макусита, дзюрё и макуути. По-настоящему профессиональными являются две последних, все прочие считаются ученическими. Существует и «входная» лига маэдзумо, в которой все вновь поступившие учатся вместе основам борьбы, сопутствующих сумо искусств и истории.
Борцы всех рангов макуути и дзюрё зовутся сэкитори (sekitori), борцы низших лиг зовутся деси (deshi). Дзюрё — «дзю» — десять, «рё» — древняя монета. Десять рё отображало заработок сумотори. Макусита — «maku-shita» — ниже «маку». Сандаммэ — «третий ранг». Дзёнидан — «второй с начала». Дзёнокути — «введение к началу» («кути» — рот).
Современная организация профессионального сумо в Японии
Ассоциация управляет значительной частью привлекаемых средств, распределяя их между хэя сообразно уровню выступления их борцов. Кроме того, хэя могут получать финансирование и из сторонних источников, например, спонсорских групп или через одобренных Ассоциацией рекламодателей.
Жизнь ассоциации регулируется множеством неписанных правил.
Договорные поединки в сумо
До самого последнего времени существование платных договорных схваток или безвозмездной «взаимопомощи» борцов не было доказано. Тема была любима «жёлтой прессой», подозрения чаще всего были основаны на том факте, что борцы выступают заметно лучше, если поединок для них много значит (например, при счете 7-7). C другой стороны, такое явление можно было объяснить высокой мотивацией борца. В конце января 2011 года разразился скандал, когда полиция, изучая (совершенно по иному поводу) SMS на телефонах некоторых борцов, обнаружила сообщения, недвусмысленно свидетельствующие о договорных поединках за деньги. Суммы исчислялись тысячами долларов. [3] Разгоревшийся скандал привел к исключительным последствиям, так, отменён мартовский весенний турнир в Осаке (Хару басё) 2011 года и все показательные выступления (дзюнгё) 2011 года. Это свидетельствует о колоссальных проблемах — турниры отменяются крайне редко, в последний раз регулярный турнир отменялся в 1946 году из-за послевоенных трудностей разорённой страны. Всю предшествующую войну, даже после атомных бомбардировок, турниры не отменялись. [4]
Университетское сумо
Любительское сумо
В 1980 году Федерация сумо Японии провела Первый Всеяпонский любительский чемпионат, на который пригласили команды из-за рубежа для повышения конкуренции. В результате состоялся первый международный любительский турнир по сумо. С этого момента количество иностранных команд, участвующих в этом событии, каждый год увеличивалось, а в июле 1983 года Япония и Бразилия создали организацию, ставшую предшественником современной Международной федерации сумо (IFS). В 1985 году, в связи с увеличением числа команд участниц, название турнира изменилось на Международный чемпионат по сумо. В 1989 в Сан-Паулу прошёл юбилейный 10-й чемпионат. 10 декабря 1992 года в ознаменование создания IFS, название чемпионата вновь изменилось.
Профессиональное сумо
Первый Чемпионат мира по сумо, проведённый под эгидой IFS, собрал в общей сложности 73 участника из 25 различных стран. Турнир стал ежегодным, а число участвующих стран продолжает расти. Чемпионат мира проводится в личном и командном зачётах. Спортсмены разделены на четыре весовые категории: легкий, средний, тяжелый вес и абсолютная весовая категория.
В 1995 году были созданы пять континентальных федераций любительского сумо, которые проводят отборочные турниры за право участия в чемпионате мира. В настоящее время IFS насчитывает 84 страны-участницы. В 1997 году был проведён первый чемпионат мира по сумо среди женщин. Федерация активно пропагандирует женское сумо. [источник не указан 670 дней]
Иностранцы в сумо
Хотя в сумо издавна выступали ассимилированные корейцы, настоящей отправной точкой процесса интернационализации следует считать 1964 год, когда на дохе появился американский сумотори Такамияма, в миру известный под именем Джесси Кухаулуа. Родившийся на Гавайских островах борец стал первым иностранцем, завоевавшим императорский кубок. Он достиг уровня сэкиваке, что есть признак вполне успешной карьеры, и был очень популярен. Он же стал первым иностранцем, возглавившим хэя. Вслед за ним и под его влиянием, в сумо появились такие видные борцы, как Конисики, Акэбоно (лучший ученик Такамиямы) и Мусасимару. Множество иностранных борцов, в частности, китайцы, американцы, бразильцы, аргентинцы и даже сенегальцы, не преуспели и остались незамеченными. С конца XX — начала XXI века наиболее заметен приток борцов из Монголии, а также с Кавказа. Первый одзэки европейского происхождения и первый европеец, выигравший Императорский кубок является Котоосю Кацунори — болгарский профессиональный борец сумо в ранге одзэки.
Ограничения имеют под собой основания, так как принято считать, что сумо — не только и не сколько спорт, и приток иностранцев, с чуждыми манерами и взглядом на вещи, способен нарушить присущий сумо чисто японский дух. Это, как следствие, якобы снизит интерес к сумо в Японии и, в конечном счете (хотя об этом и не принято говорить открыто), доходы Ассоциации. С другой стороны, неоднократно именно иностранцы, такие, как Мусасимару и Акэбоно, а затем Асасёрю, сильно подогревали интерес к сумо, как в Японии, так и в мире.
Иностранец не обладает правами борца в полной мере. Так, иностранные ёкодзуна и одзеки, в отличие от японских коллег, не имеют права голоса в Ассоциации. Без перехода в японское подданство иностранец не может, после отставки, остаться тренером.
В последнее время [когда?] иностранцы были вовлечены в ряд скандалов, приведших к их дисквалификации: Кёкутэнхо был дисквалифицирован на турнир за вождение автомобиля, Асасёрю — на два турнира за публичную игру в футбол, при том, что он не участвовал в официальных показательных выступлениях, как травмированный, а трое российских борцов — Ваканохо, Рохо, Хакурозан — пожизненно, после скандала, связанного с предполагаемым употреблением ими (а Ваканохо — ещё и доказанным хранением) марихуаны. Последний случай имел большой резонанс и привел к отставке президента Ассоциации, ояката Китаноуми.
Сумо в России
В 1965 году Японская ассоциация сумо в честь годовщины восстановления японо-советских дипломатических отношений выбрала СССР для первого зарубежного фестиваля сумо. Борцы выступили с показательными выступлениями в Хабаровске и Москве. Ёкодзуна Тайхо был в составе делегации, но не смог увидеть своего отца, который умер за пять лет до того в Южно-Сахалинске.
После окончания карьеры Тайхо старался наладить дружественные отношения между Японией и странами бывшего СССР. Он основал ассоциацию сумо в Харькове, городе, уроженцем которого был его отец. Инсульт не позволил Тайхо лично посетить город.
В 2002 году Тайхо пригласил в Японию для участия в боях сумо братьев Борадзовых из Северной Осетии — Сослана (выступавшего под борцовским псевдонимом Рохо — «Русский феникс») и Батраза (Хакурозан — «Белая русская гора»). Оба брата впоследствии добились права выступать в первом элитном дивизионе — макуути, однако в сентябре 2008 года были со скандалом дисквалифицированы вслед за другим российским борцом — Ваканохо. В профессиональном сумо в Японии участвуют и другие россияне: Анатолий Михаханов (Орора — «Аврора»), выступающий в низших дивизионах, сэкитори Алан Габараев (Аран) и ныне [когда?] травмированный Николай Иванов (Амуру). Кроме того, в сумо принимают участие ещё несколько борцов из стран-бывших республик СССР — грузины Левани Горгадзе (Точиносин) и Теймураз Джугели (Гагамару), эстонец Кайдо Хёвельсон (Баруто — «Балтия») и Суюныш Худибаев (Казафудзан) из Казахстана.
Иногда в домах, где тренируются борцы сумо, и на некоторых турнирах можно услышать русскую речь. В настоящее время два ёкодзуны и один из четырёх одзэки (чемпионов) — монголы, один одзэки — болгарин. Согласно японской прессе (Asahi Newspaper, 29/09/2006), они часто используют русский, чтобы общаться между собой. Братья Борадзовы были гостями на уроках русского языка, транслируемых NHK в 2005 году.