столицей какой страны является сараево
Сараево
Город Сараево (Sarajevo)
Сараево — столица Боснии и Герцеговины, основанная в 1244 г. и до 1507 г. назывался Врхбосна. Находится на территории одного из двух сообществ («энтитетов») страны — Федерации Боснии и Герцеговины, где титульными национальностями являются бошняки (боснийские мусульмане) и хорваты. Сараево — индустриальный и культурный центр страны. Здесь находятся многочисленные промышленные предприятия, а также Академия наук искусства, Музей Боснии и Герцеговины, университет и художественная галерея. Расположен на высоте 500 метров над уровнем моря.
Сэкономь на путешествии в Сараево!
Видео: Сараево
География
Сараево расположен в центральной части Боснии и Герцеговины и в пределах исторической области Боснии. Город находится в Сараевской долине, посреди Динарских Альп. Долина когда-то представлявшая собой обширное пространство растительности, уступила городскому расширению и развитию в период после Второй мировой войны. Город окружен холмами, густо заросшие деревьями и пятью горами. Самая высокая это Трескавика (2,088 метров), затем Белашница (2,067 метров), Яхорина (1,913 метров), Требевич (1,627 метров), и самая низкая Игман (1,502 метра). Последние четыре также известны как Олимпийские горы в Сараево (см. также 14 зимние Олимпийских Игры в Сараево). Сараево расположен в среднем на 500 метров выше уровня моря. Ландшафт города также имеет холмистый характер, о котором свидетельствуют многочисленные круто наклонные улицы и жилые постройки расположенные на склонах холмов.
Река Миляцка — одна из главных географических особенностей города. Она протекает через город с востока через центр Сараево к западной части города, где в конечном счете встречается с рекой Боснии. Река Миляцка ещё называемая как «Сараевская Река» начинает свой исток в городе Пале, расположенный в нескольких километрах восточнее Сараева. Источник Боснии берёт своё начало в Врело Босне (западный Сараево), являющийся известным естественным ориентиром и популярным местом отдыха для жителей Сараева и туристов. Через город и его предместья также протекают несколько небольших рек и ручьёв.
Климат
Сараево находится в умеренном континентальном климате. Средняя годовая температура −9.5 °C, январь (в среднем −1.3 °C) самый холодный месяц года а июль (в среднем 19.1 °C) самый теплый. Самая высокая зарегистрированная температура была 40.0 °C 19 августа 1946 г., в то время как самая низкая зарегистрированная температура была 29.2 °C 22 января 1963 года. В среднем в Сараево 68 солнечных дней в году (температура больше или равная 30.0 °C). В город в средним в году 59 % облачных дней. Самый облачный месяц — декабрь (в среднем 75 % облачных дней), в то время как самый ясный — август (37 %). Умеренные осадки выпадают в течение всего года (в средним 170 дождливых дней). Подходящие климатические условия способствовают развитию зимних видов спорта в регионе, и примером этого развития служат Зимние Олимпийские Игры в 1984 году которые проводились в Сараево.
История
Город был основан в 1263 и получил название «Bosnovar» (по-сербски Врхбосна). В 1429—1878 находился в составе Османской империи, был переименован в Босна-Сарай, а затем — в Сарай-Ова. В 1850 в город была перенесена резиденция наместника султана. В 1878—1918 находился в составе Австро-Венгрии. 28 июня 1914 произошло Сараевское убийство: членами Млада Босна был убит наследник австрийского престола эрцгерцог Франц Фердинанд (который прибыл наблюдать за военными маневрами). Убийство послужило поводом для начала Первой мировой войны.
В 1992—1995 годах во время гражданской войны в Боснии город был осаждён силами боснийских сербов. Осада Сараево широко освещалась международными средствами массовой информации и стала одним из самых значительных событий войны.
Экономика
Сараево — один из экономически наиболее развитых регионов Боснии и Герцеговины. Экономика Сараево основана на промышленности и туризме. В Сараево работают предприятия пищевой, текстильной, автомобильной, фармацевтической и металлообрабатывающей отраслей.
В Сараево расположен центральный банк Боснии и Герцеговины и центральные офисы коммерческих банков. В городе базируются крупнейшие компании страны: BH Airlines, BH Telecom, Bosmal, Bosnalijek, CBS Bank, Dnevni Avaz, Energopetrol, Oslobodenje, Fabrika Duhana Sarajevo, Sarajevska Pivara и Unioninvest. Также в Сараево размещены представительства зарубежных компаний: Škoda Auto, Coca Cola и других.
Транспорт
Местоположение Сараево в долине между горами делает его весьма небольшим и компактным городом. Узкие городские улицы и нехватка стоянок ограничивают автомобильное движение, но даёт возможность более свободному передвижению пешеходам и велосипедистам. Две главные улицы — улица Титова (Улица Маршала Тито) и шоссе Цмаж од Босне (Дракон Боснии). Трансъевропейская магистраль (5C) проходит через Сараево, соединяя его с Будапештом с севера и Плоче с юга. Электротрамваи действуют с 1885 года и является самым старым общественным транспортом в городе. Всего имеются семь линий трамвайного пути, а так же пять линий троллейбуса и многочисленные автобусные маршруты. Главная железнодорожная станция в Сараево расположена в северной-центральной области города. Оттуда железнодорожные пути идут на запад перед разветвлением в других направлениях, включая промышленные зоны в городе. В настоящее время инфраструктура Сараево находится в стадии восстановления; многие шоссе и улицы повторно прокладываются, система трамвайного транспорта подвергается модернизации, и новые мосты и дороги находятся в стадии строительства. Сараевский Международный Аэропорт (SJJ), также называемый как Бутмир, расположен в несколько километров к юго-западу от города. В течение войны аэропорт использовался для полетов ООН и гуманитарной помощи. Начиная с Дейтонское соглашения в 1996, аэропорт был открыт для коммерческих полётов. В 2006, Сараевский аэропорт принял 534 000 пассажиров, тогда как только в 1996 году пассажирооборот был всего 25 000 человек.
Образование
Высшие учебные учреждения города Сараево имеют долгую историю. Первый учреждение которое может быть так квалифицировано, была школа философии Суфизма основанная Гази Хусревом в 1531 году; по прошествии длительного времени были открыты другие многочисленные религиозные школы. В 1887 году, во время Австро-Венгерской Империи, школа Шариата перешла на пятилетний курс обучения. В 1940-х Университет Сараево стал первым светским институтом высшего образования в городе. В 1950-х стала доступна степень дипломированного специалиста. В то время как сильно разрушенный во время войны, он был восстановлен в сотрудничестве с больше чем 40 другими университетами. На 2005 год в Сараеве есть 46 начальных школ (1-9 классы) и 33 средних школы (10-13 классы), включая три школы для детей с ограниченными возможностями.
griphon
Журнал Георгия Красникова
Вытянулся город вдоль вот этой речки на не один десяток километров. При этом поперёк город местами совсем короткий.
Европейский центр, оставшийся со времён, когда эти места контролировала Австро-Венгрия.
Но если пройти чуть восточнее, тут начинается настоящий восточный колорит. Мечети, турецкие кафе, закутанные мусульмане.
Где, как не тут, попить турецкий кофе, покурить кальян.
Ну а это место в представлениях не нуждается. Именно ему современный мир обязан тем, что он такой тут есть.
За пределами центра тоже такая европейская более свежая застройка. Начало XX века.
По видам можно подумать что любой другой европейский город.
Довольно быстро наступают спальные районы.
Особо прекрасно Сараево с окружающих его холмов.
Но вернёмся в город. Современные центры современного искусства.
Снова спальные районы советских лет.
Многие дома, кстати, до сих пор хранят следы от обстрелов. Хотя уже больше 20 лет прошло.
Вообще, сейчас город довольно уютный. Парки, велодорожки.
А вот как выглядели улицы города в начале 90-х.. Ужасная вещь война, лучше бы она никогда не происходила.
Чтобы можно было эвакуировать жителей и поставлять продовольствие, под аэропортом был прокопан тоннель длиной 800 м. Немало жизней он смог спасти. Сейчас можно сюда приехать, посмотреть кусок тоннеля, а также ознакомиться кратко с историей осады.
На окраине в районе Добринья есть мечеть, построенная боснийцам саудитами.
Вот такой интересный и разноплановый город.
Сараево: город из мемов про Восточную Европу
Удивительное дело, народ до сих пор живёт с мыслью, что весь мир закрыт, и поехать путешествовать можно только к бабушке в деревню. Это не так, многие страны давно уже распахнули свои границы, например на Балканах открыто почти всё: Сербия, Черногория, Албания, Северная Македония и даже Босния и Герцеговина. Единственное, что нужно – заранее сдать ПЦР-тест. Без него, кстати, не посадят на самолёт в Москве. Начать очередное путешествие я решил с Сараево, столицы Боснии. Удобнее всего лететь сюда через Стамбул.
По ограничениям тут всё достаточно лайтово. Все магазины и рестораны работают, масочный режим хоть и есть, но всем похуй, как и в России. Единственная неприятность – с 11 вечера комендантский час, нельзя ни гулять, ни передвигаться на машине.
Босния и Герцеговина – маленькая страна, у которой почти никогда не было двух вещей: независимости и мира. В разное время Босния была под властью Византии, Венгрии, Османской империи, Австро-Венгрии, Югославии.
Так что Боснийская война 1990-х была не единственным случаем, когда выстрелы сербов в Сараево приводили к множеству смертей.
Босния боролась с захватчиками весь XX век. Ещё до развала Югославии боснийцы успели побыть не только под австрийской аннексией, но и в фашистской оккупации. В апреле 1941 года вся территория нынешней Боснии и Герцеговины оказалась в составе «Независимого государства Хорватия». Это такое марионеточное государство под управлением Германии, которое создали усташи, члены хорватского фашистского движения.
Тогда же в Боснии начали устраивать межрелигиозные конфликты: сербов насильно выселяли из страны, а мусульман пытались натравить на православных. Освободиться от усташей Боснии удалось лишь к концу мая 1945-го. За это время в стране погибло 400 тысяч человек.
Босния до сих пор не пережила последствия югославской диктатуры и последовавшей войны. По данным МВФ, Босния и Герцеговина входит в число беднейших европейских стран наряду с Албанией, Черногорией и Молдовой. По ВВП (ППС) на душу населения Босния уступает таким странам, как Туркменистан, Ботсвана и Барбадос. Это видно и по улицам боснийских городов, на которых до сих пор остаются следы войны 25-летней давности. Некоторые здания восстанавливают, но очень медленно.
01. Сараево – очень контрастный город. С одной стороны, тут многие здания так и не восстановили после Боснийской войны. С другой, в центре растут новые стекляшки.
02. Католическая церковь Св. Иосифа пострадала во время войны, но повреждения не были критическими.
Сараево
Содержание
Сараево — столица Боснии и Герцеговины. Это «балканский Иерусалим», место встречи ислама и христианства, востока и запада; город со сложной, противоречивой историей и не менее уникальным набором достопримечательностей, по количеству и разнообразию которых он легко поспорит с подавляющим большинством более крупных европейских столиц. Один из ключевых городов Балканского региона.
Понять [ править ]
История [ править ]
Турецкие власти с самого начала рассматривали Сараево как столицу и отстраивали город соответствующе. Их усилия пошли прахом в конце XVII века, когда австрийская армия разрушила Сараево. С 1699 года столицу Боснии (в то время это был так называемый Боснийский эялет — провинция Османской империи) перенесли в Травник, но в 1850 году вернули на прежнее место. В период турецкого правления Сараево был крупнейшим городом на Балканах и одним из самых значительных городов Османской империи. С 1878 года фактический контроль над Боснией перешёл к Австро-Венгрии, что пошло Сараево только на пользу. Щедрая империя не жалела средств на обустройство своих региональных «представительств», поэтому рядом с одноэтажными мусульманскими «сараями» стали строить роскошные дома в духе австрийской сецессии, перемежая их зданиями в мавританском стиле, чем поддерживался восточный колорит. В 1885 году в Сараево был запущен первый в Австро-Венгрии трамвай — таким образом в империи тестировали технические новинки перед их внедрением в столице (в качестве же испытательного полигона для венского метро выступил Будапешт).
35 лет австрийского правления — период расцвета города, закончившийся печально известным Выстрелом в Сараево в июне 1914 года. Впрочем, сама Первая Мировая война обошла Сараево стороной, и город плавно перекочевал в состав Югославии, где стал столицей боснийского региона, после 1945 года — республики Боснии и Герцеговины. Вторая Мировая война была ознаменована немецкой оккупацией и депортацией живших в городе с самого его появления евреев-сефардов, бежавших в конце XV века от испанского преследования и нашедших себе приют в Османской империи. В остальном же Сараево не знал беды, и в социалистической Югославии чувствовал себя весьма вольготно, обзаведясь автомобильной промышленностью (в 1980-е гг. здесь собирали Volkswagen Golf), а также став городом зимней Олимпиады-1984.
Межнациональные противоречия дали о себе знать в начале 1990-х, когда от Югославии стали последовательно отделяться составлявшие её республики. В Боснии и Герцеговине этот процесс шёл особенно тяжело, поскольку половину населения составляли сербы, не хотевшие отделяться. Сараево быстро стал камнем преткновения и местом наиболее ожесточённой борьбы. В самом городе обосновались боснийцы — сторонники независимости, а сербы начали осаду, продолжавшуюся почти 4 года, с 5 апреля 1992 года до 29 февраля 1996 года — дольше, чем блокада Ленинграда. Хотя город не был полностью лишён продовольствия — его доставляли через находящийся под контролем миротворцев аэропорт, война тут шла самая настоящая. Очутившись в Сараеве, вы быстро поймёте, что при здешнем рельефе с окрестных холмов город простреливается насквозь. Число жертв блокады оценивается в 10 тысяч человек, и тот факт, что всё это происходило на глазах «миротворцев» в самом центре Европы, остаётся позорным пятном в истории ООН. Снятие блокады стало возможным только после того, как осенью 1995 года авиация НАТО вынудила сербские войска отойти от города. По итогам мирного урегулирования, Сараево оказался в составе федерации Боснии и Герцеговины, однако граница республики Српской проходит по самой окраине, и некоторые сербские поселения как бы отделены от города, хотя, как и всюду в стране, граница между боснийской и сербской частями не содержит ничего кроме скупых информационных табличек.
Современность [ править ]
После окончания Боснийской войны Сараево был полностью восстановлен и сейчас выглядит едва ли не лучше иных балканских столиц. Он также набирает популярность как одно из туристических направлений — пока на уровне своего региона, но притоку туристов со всего мира мешает, кажется, лишь относительно низкая транспортная доступность. Что же касается внутренней инфраструктуры, она в городе уже есть — от информационных табличек на достопримечательностях до широкого ассортимента мест питания и ночлега, а также достаточного знания местными жителями английского языка. Цены при этом всё ещё балканские, то есть Сараево заметно дешевле Загреба, не говоря про Любляну или хорватское побережье. Спешите увидеть его таким: восточный колорит отсюда никуда не денется, а вот западный лоск рано или поздно будет наведён. К слову, Сараево — одна из последних европейских столиц, куда с российским паспортом пока ещё можно ехать без визы.
Ориентация [ править ]
Сараево находится в ущелье Миляцки и потому вытянут вдоль реки. С запада на восток ущелье постепенно сужается. Центр, он же Старый город (Stari Grad), расположен в довольно узком месте, составляя 1.5 км в длину и не больше 400 метров в ширину. Он делится на две очень разные части — новую и старую, или христианскую и мусульманскую. Первая находится западнее и представляет собой прямоугольную сетку улиц, застроенных многоэтажными зданиями времён Австро-Венгрии. Мусульманская же часть, более известная как Башчаршия (Baščaršija), расположена восточнее, и это едва ли не единственный в Европе старый город восточного типа, по сути огромный базар, превращённый в очень колоритное, но вместе с тем совершенно цивилизованное скопление магазинчиков и кафе. За мусульманским центром начинаются не менее колоритные предместья с лепящимися на крутых склонах домиками и мечетями. Новая же часть центра плавно переходит в промзону и спальные районы социалистического образца.
Достопримечательностей в Сараево много, и не все они находятся в центре города. Если у вас есть время, стоит посетить расположенную к северу от центра олимпийскую деревню или старую крепость Вратник, стоящую на отвесной скале в самом узком месте ущелья, на восточной окраине города. По склонам окружающих Сараево гор много видовых точек, ну а западные кварталы, при всей своей серости и безликости, содержат памятники времён Боснийской войны и осады Сараево, в том числе знаменитый «Тоннель надежды» под аэропортом. На осмотр города нужен хотя бы день. Вместе с музеями можно провести тут и два дня.
Как добраться [ править ]
На самолёте [ править ]
Аэропорт Сараево принимает около 10 рейсов в день. Лучшие стыковки — у Turkish Airlines (Стамбул) и Croatian Airlines (Загреб). Ещё несколько европейских компаний (Lufthansa, Austrian Airlines, сербский JAT) летают в Сараево один раз в день.
Как добраться: в аэропорт ходят автобусы Centrotrans. Проезд стоит 5 марок (2018); автобусы ходят, в среднем, каждый час. Они едут по проспекту Zmaja od Bosne и объезжают центр против часовой стрелки — также, как трамваи. Утверждается, что сесть в автобус можно на любой остановке городского транспорта по маршруту. Городской транспорт к аэропорту не подъезжает, однако маршрут троллейбуса 103 проходит по улице Bulevar Mimar Sinana в полукилометре от терминала. Выйдя из здания, забирайте левее к выходу с территории (она огорожена глухим забором), переходите дорогу и углубляйтесь в жилой квартал, двигаясь примерно в том же направлении до следующей поперечной улицы: днём при наличии карты этот путь не составит никаких проблем, в темноте может быть не очень уютно. Троллейбус ходит каждые 10-15 минут, действуют обычные городские билеты (1.60 марок в киоске или 1.80 марок у водителя), в пути около получаса. Троллейбус следует по левому берегу реки с конечной на площади Austrijski trg. Таксисты известны своей наглостью: поездка в центр должна стоить 15-20 марок, но будьте готовы торговаться.
На поезде [ править ]
По состоянию на осень 2017 года международных поездов в Сараево нет. Дважды в день ходят «экспрессы» (поезда Talgo) на Мостар–Чаплину и Зеницу–Добой–Баня-Луку. Есть ещё несколько пригородных, не больше 3-4 пар поездов в день.
На автобусе [ править ]
Если вы путешествуете по Балканам, то, скорее всего, приедете в Сараево именно на автобусе. Прямые маршруты есть по всем направлениям: Загреб, Сплит, Дубровник, Белград, Подгорица — каждый из них 2-4 раза в день, в пути 7-8 ч. Все маршруты в Сараево живописны, но весьма утомительны.
В городе два автовокзала: упрощённо, один боснийский, а другой — сербский, но всё, как это обычно бывает на Балканах, перемешано. Например, автобусы в Белград ходят (независимо) с обоих автовокзалов.
На автомобиле [ править ]
В Сараево начинаются два из двух боснийских автобанов, но довольно быстро они переходят в обычные двухполоски. От Белграда 260 км, от Загреба 360 км (по пути будет Баня-Лука), от Дубровника 220 км, от Подгорицы 240 км.
Транспорт [ править ]
В Сараеве шесть трамвайных маршрутов, пять троллейбусных и довольно много автобусных. Весь транспорт находится в ведении GRAS (Gradski saobraćaj Sarajevo), на сайте есть маршруты и расписания, но только на боснийском — вам нужен раздел Redovi vožnje. Оплата талончиками, которые следует компостировать при входе в транспорт. Талончик на одну поездку стоит 1.60 марок в киосках и 1.80 марок у водителя. Если вы делаете пересадку, нужно пробить новый билет. Должны быть также билеты на день (5.30 марок) и на 10 дней (37.20 марок); продают их, скорее всего, в тех же газетных киосках.
Троллейбусы почему-то имеют трёхзначные номера и встречаются только на левом берегу реки.
Сараево
Столица Боснии и Герцеговины — Сараево. Для большинства гостей знакомство со страной начинается с этого города.
Историческое ядро Сараево — Башчаршия. Чтобы в деталях познакомиться с этой частью города, воспользуйтесь путеводителем по Башчаршии.
Мосты Сараева
Сараево вытянулось вдоль реки Миляцки. Через эту реку перекинуто 35 мостов! На мостах нередко вершилась история Сараево, а однажды и всего мира.
Городские укрепления
На восточной окраине города, сразу за Башчаршией, есть огромная крепость Вратник: стеной обнесли участок, который можно обойти по периметру за один час (так было указано в техническом задании для строителей крепости). Сохранились бастионы, трое ворот и фрагменты крепостной стены.
Христианство в Сараево
В Сараево множество красивейших церквей, как католических, так и православных.
Ислам в Сараево
Мечетей в Сараево десятки. Самые знаменитые — мечеть строителя Сараево Гази Хусрев-бега и Императорская, построенная на деньги султана. Есть и исламские учебные заведения.
Иудаизм в Сараево
В Сараево веками жили евреи-сефарды, бежавшие от испанской инквизиции, а в конце 19-го века к ним присоединились ашкеназы из Восточной Европы. В Сараево было несколько синагог, сейчас всего одна действующая.
Музеи
Самый главный музей Сараева и всей страны — Земальский. Несколько лет он был закрыт, никак не могли договориться, кто будет его финансировать. В сентябре 2015 года богатейшие коллекции Земальского музея снова стали доступны публике.
Недалеко от Земальского находится Исторический музей, экспозиция которого делает акцент на событиях последней войны, а в центре города — целая россыпь небольших музеев, показывающих разные аспекты культуры и истории Сараева.
Здания османского периода
Исторический центр города сохранил восточный колорит. Гуляя по Башчаршии, сложно поверить, что находишься в Европе.
Здания австро-венгерского периода
За сорок лет, в течение которых Австро-Венгерская империя управляла Боснией и Герцеговиной, Сараево приобрёл новое лицо. Все исторические европейские стили этот город в своё время пропустил, но австро-венгерские архитекторы возместили недостачу. Сейчас Сараево украшают здания в стилях необарокко, неоклассицизм, неоренессанс и так далее. И в стиле сецессион, конечно, он тогда как раз был актуален.
Современные архитектура и искусство
Посмотреть на Сараево сверху
Сараево окружён горами, и с их склонов открываются замечательные виды. Можно подняться на бастионы крепости Вратник — Жёлтый и Белый, не хуже вид и с улицы Чебеджие. Канатная дорога привезёт вас на верх горы Требевич, где, помимо отличных панорам можно увидеть олимпийскую бобслейную трассу и единственную обсерваторию в Боснии (оба объекта заброшены). В Новом Сараеве есть несколько небоскрёбов, на самый высокий из них, Avaz Twist Tower, можно подняться — там есть смотровая площадка.
Сараево середины XIX века глазами русского путешественника Александра Гильфердинга