тормозной путь 30 метров какая была скорость автомобиля
Расчет скорости по тормозному пути автомобиля и штрафы за превышение
Интересный опрос провел один из форумов по радар-детекторам. Водителям задали простой вопрос, за какое превышение скорости их чаще всего штрафуют по почте? Как оказалось, «письма счастья» подавляющему большинству водителей приходят за превышение скорости от 20 км/ч до 40 км/ч с 1 июля 2012 года, что по закону оценивается в 300 рублей штрафа. Другие штрафы распределились так.
свыше 10 до 20 км/ч | 16% | 100 |
свыше 20 до 40 км/ч | 53% | 300 |
свыше 40 до 60 км/ч | 10% | 1000-1500 |
Свыше 60 км/ч | 3% | 2000-2500 |
Это довольно-таки божеские штрафы в отличие от штрафов в той же Европе, но даже и из-за них люди покупают радар-детекторы. Рассмотрим другую сторону вопроса. Допустим, вы едите по дороге с ограничением 60 км/ч, но превышаете скорость на 20 км/ч. Успеете ли вы затормозить, если вдруг на дорогу в 50 метрах от вас выскочит человек? Вот простая таблица зависимости тормозного пути от скорости автомобиля.
Скорость автомобиля | Путь, пройденный автомобилем за 1 с | Расстояние до полной остановки на сухой дороге | Расстояние до полной остановки на мокром асфальте | Расстояние до полной остановки на обледеневшем асфальте |
30 | 8 | 6 | 9 | 17 |
40 | 11 | 11 | 15 | 31 |
50 | 14 | 16 | 24 | 48 |
60 | 17 | 23 | 35 | 69 |
70 | 19 | 31 | 47 | 94 |
80 | 22 | 41 | 62 | 123 |
90 | 25 | 52 | 78 | 156 |
100 | 28 | 64 | 96 | 192 |
Расчет простой. Предположим, что погода сухая, шины и тормоза в порядке, ваша реакция идеальна. Тогда, ударив по тормозам при скорости 80 км/ч, вы проедите еще 41 м до полной остановки и не столкнётесь с зазевавшимся пешеходом.
Из таблицы видно, что при увеличении скорости в 2 раза, тормозной путь увеличивается примерно в четыре раза, при увеличении скорости в 3 раза, тормозной путь возрастает почти в 9 раз и так далее.
Но это в теории, а каково положение дел на самом деле? На самом деле, водитель может не сразу заметить пешехода, а примерно через секунду. За это время автомобиль промчит еще 22 м, и когда тормоза засвистят, ему потребуется еще 41 метр до полной остановки, но у него нет этих метров. Столкновение неизбежно.
Также на время до остановки повлияет состояние дорожного покрытия, вес автомобиля, качество шин, состояние тормозной системы, состояние самого водителя и много других факторов, которые только увеличат время экстренного торможения не в пользу водителя. Так стоит ли рисковать?
Как определить скорость по тормозному пути автомобиля?
Представление о скорости авто, длине тормозного пути будут актуальны для каждого водителя, так как такие знания помогут подобрать безопасную дистанцию для торможения, как в обычной, так и в экстренной ситуации. Расчеты используются в случае ДТП – водитель, который в процессе разбора сможет рассчитать скорость по тормозному пути или длину расстояния, сможет доказать сотрудникам дорожной инспекции собственную правоту, отсутствие нарушений по скоростному режиму.
Определение тормозного пути
Дистанция, которую авто проходит после срабатывания тормозной системы до полной остановки, называют тормозным путем. При проведении замеров расстояние указывается в метрах, на разном дорожном покрытии, у различных марок авто длина отметок может меняться. В ПДД приведены средние показатели величин, помогающие водителям ориентироваться на практике. Примеры:
Для автомобилистов залогом безопасности является хорошая реакция тормозных дисков и колодок, а неосмотрительность и невнимательность приведут к плачевному результату. В зависимости от скорости, при ДТП сила удара при различных показателях может разниться, отвечать падению с многоэтажного дома.
Как рассчитать скорость по тормозному пути?
Скорость и длину тормозного пути можно подсчитать по специальным формулам, при этом показатели могут разниться в зависимости от состояния дорожного покрытия – длина на сухой дороге и при езде по гололеду будет отличаться.
Метраж тормозного пути будет рассчитываться по формуле:
Например, если авто передвигается по дороге на скорости 60 км/ч, длина тормозного пути будет составлять 36 м. При экстренном торможении полученную при расчете цифру нужно поделить на 2. Тормозной путь увеличивается пропорционально квадрату скорости – чем быстрее передвигается авто, тем больше пути потребуется для полной остановки. Исходя из расчетов, можно посчитать примерную скорость машины:
Где 0,64 – показатель эффективности тормозной системы для легкового автомобиля, установленный ГОСТ, g – постоянная величина поля тяжести (9,81). S в уравнении будет обозначать известную длину тормозного отрезка.
Среднестатистическому автолюбителю сложно использовать формулы в процессе движения по городской дороге, поэтому стоит запомнить средние величины, приведенные в ПДД. Также для быстрого расчета можно использовать онлайн-калькуляторы, которые учитывают не только указанные выше показатели, но и марку, вес машины.
Что влияет на тормозной путь автомобиля?
В черте города езда водителя ограничена запрещающими знаками и правилами дорожного движения. Соблюдение установленных показателей скорости помогает уберечься от опасностей на дороге, сократить вероятность возникновения аварийной ситуации к минимуму. Однако существует ряд факторов, которые напрямую влияют на эффективность торможения:
На оценку ситуации и реагирование у водителя может уходить от 0,8 с до 1,5 с. Показатель может изменяться с возрастом, накопленным опытом, увеличиваться в зависимости от времени дня или ночи. Если отвлечь водителя, его реакция замедлится, что приведет к возникновению дорожного происшествия. Зная, как зависит величина тормозного пути от скорости, можно подсчитать, что за 1,5 секунд авто на скорости 60 км/ч проходит путь торможения, равный 36 м. Дезориентация водителя при этом может привести к столкновению с другим авто или дорожным блоком.
Отвлекающие факторы
Замедленная реакция водителя – увеличение тормозного расстояния. В процессе езды по городу или бездорожью, автолюбителя могут отвлекать разные факторы:
Неполный перечень факторов может пополняться в зависимости от ситуации, времени суток или эмоционального, физического состояния водителя. Автомобилистам стоит быть внимательным в процессе езды, пассажирам – заручиться правилом не отвлекать внимание на дороге.
Исправная тормозная система, новые колодки или диски не могут изменить законы физики, обеспечить безопасность людей, если водитель отвлечен посторонними вещами. Внимательность поможет увеличить интенсивность замедления – обращая внимание на дорожные знаки, стоит сконцентрироваться на дороге, не отвлекаться на окружение.
Рассчитать скорость по тормозному пути можно самостоятельно или при помощи онлайн-калькулятора, однако не стоит забывать о прописных истинах. Чрезмерная уверенность в исправности систем, габаритах и марке авто не является абсолютным преимуществом, не отменяет необходимости в соблюдении правил дорожного движения.
Эксперты ГКСЭ раскрыли секрет, как они определяют скорость в момент ДТП
Некуда спешить
«Почти всегда после аварии встает вопрос о скоростном режиме»
По некоторым подсчетам, ежегодно в результате ДТП во всем мире гибнут 1,3 миллиона человек. То есть один человек каждые 24 секунды. Казалось бы, пандемия должна была положительно повлиять на дорожную статистику, ведь многие перешли на удаленную работу и учебу. По данным ВОЗ, с начала 2020 года загруженность на дорогах действительно снизилась. Это привело к уменьшению числа аварий. Однако количество летальных исходов в пропорциональном отношении не уменьшилось. По пустым дорогам люди стали ездить быстрее.
— Почти всегда после аварии встает вопрос о скоростном режиме. Насколько быстро ехали водители и могли ли они предотвратить ДТП? Классическая ситуация: автомобиль при повороте налево сталкивается с движущимся с превышением скорости прямо мотоциклом, — рассказывает начальник отдела автотехнических экспертиз центрального аппарата ГКСЭ подполковник юстиции Алексей Жуган. — В правилах черным по белому прописано, что при повороте налево водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам во встречном направлении. Есть много «но». Как далеко должен смотреть водитель поворачивающего налево автомобиля, должен ли он предполагать, что между стоящими транспортными средствами станет проезжать мотоцикл, мог ли заметить движущийся на большой скорости мотоцикл? Наша задача — дать экспертную оценку действиям каждого участника происшествия.
Алексей Жуган — о том, как определяют скорость:
— Основной источник — следовая информация на месте ДТП. Однако ее может и не быть. Тогда используются видеозаписи как со стационарных камер видеонаблюдения, так и с видеорегистраторов в салоне. Чем больше относящейся к происшествию информации зафиксировано, тем точнее получится установить скоростной режим. При этом можно учесть и степень повреждения каждого из участников.
Основная масса автотехнических экспертиз назначается по легковым машинам.
Мало кто из водителей знает, что в арсенале судебных экспертов есть специальный программный комплекс, который помогает определить скорость по электронным блокам управления авто. В них аккумулируется такая важная для понимания всех обстоятельств аварии информация, как количество человек в салоне, их расположение, скорость.
— Как правило, в электронных блоках фиксируется скоростной режим движения за пять секунд до столкновения и две секунды после него, содержится информация о положении педалей газа и тормоза. Случается, водитель утверждает, что тормозил, а мы видим, что было по-другому.
Для ДТП пять секунд — это очень большое время, его хватает, чтобы аварию предотвратить. При расчете остановочного пути в экспертной практике применяется минимальное время реакции водителя — 0,6 секунды.
— Из недавних неординарных дел есть еще один пример. В ноябре прошлого года Toyota на высокой скорости выехала на площадь Победы в центре Минска, налетев на ступени монумента, загорелась и перевернулась, — подключается к разговору государственный судебный эксперт отдела автотехнических экспертиз центрального аппарата ГКСЭ Константин Савицкий, приводя резонансный пример. — Машина сильно выгорела, но блоки управления уцелели. Из них мы смогли извлечь все интересующие правоохранителей сведения. Оказалось, что скорость превышала разрешенную на данном участке почти в два раза и была более 130 км/ч. Причем водитель даже не пытался тормозить. Скоростной режим автомобиля мы получили, прочитав информацию в блоках управления. И подтвердили данные, исследовав предоставленные видеозаписи с места происшествия.
Кстати, по данным ГАИ, водителя Toyota штрафовали более 40 раз и даже лишали права управления за вождение в пьяном виде.
В арсенале судебных экспертов есть специальный программный комплекс, который помогает определить скорость по электронным блокам управления авто.
Да вы гоните!
Те самые электронные блоки есть почти во всех современных автомобилях.
— Допустим, водитель попал в ДТП, будучи пьяным или не имея права управления. Инспекторам ГАИ говорит, что за рулем был не он… — моделирую ситуацию.
— С помощью нашего прибора мы можем определить, сколько именно человек находилось в салоне и на каких местах они сидели. Поэтому если водитель ехал один, то такая уловка точно не пройдет, — объяснил Константин Савицкий.
Рассмотрим другую ситуацию, которую мы наблюдаем чаще. В салоне было несколько человек, некоторые погибли. Пытаясь уйти от ответственности, выживший водитель говорит, что за рулем сидел кто-то из погибших. В таких случаях назначается комплексная судебная экспертиза с привлечением судебных экспертов-автотехников и судебно-медицинских экспертов, чтобы определить, кто именно управлял автомобилем.
…В основном автотехнические экспертизы проводятся по легковым машинам. Хотя бывают и по грузовикам, маршруткам, троллейбусам. В летний сезон к этому списку добавляются мотоциклы.
Техника ГКСЭ позволяет при установлении обстоятельств аварии определить, сколько именно человек находилось в салоне и на каких местах они сидели.
Опираясь на личный опыт работы на местах аварий, Алексей Жуган объясняет, что риск летального исхода в случае столкновения автомобиля может быть и при скорости 60 км/ч. Бывали случаи сильного травмирования и даже гибели при резком торможении на сравнительно небольших скоростях. Например, при перевозке груза. Резкое нажатие на тормоз — и груз по инерции перемещается вперед и травмирует людей в салоне…
Разговор заходит о ночных заездах столь нелюбимых минчанами стритрейсеров. Нередко такие погони за адреналином заканчиваются авариями. Недавно эксперты ГКСЭ проводили автотехническую экспертизу по одному «интересному ДТП». У страховой компании возникли к владельцу вопросы. Оказалось, любитель гонять по городу с характерным отстрелом для более эффективного разгона отключил часть систем безопасности. Это стало причиной потери курсовой устойчивости и, как следствие, привело к аварии. Эксперты также установили, что перед столкновением водитель значительно превысил скорость.
Напоследок Алексей Жуган дал читателям пару цифр для размышления:
— Тормозной путь автомобиля, который едет со скоростью 60 км/ч, на сухом асфальте составляет около 25 метров, со скоростью 90 км/ч — 53 метра, то есть в два раза больше. И это без учета времени реакции водителя. Если скорость 150 км/ч, то тормозной путь составит 139 метров.
Расчет тормозного пути
Калькулятор тормозного пути позволит оценить тормозной путь автомобиля, движущегося с заданной скоростью. Для использования укажите тип дорожного покрытия, на котором тормозит автомобиль и скорость, при которой начинается торможение. Калькулятор рассчитает сколько метров пройдет автомобиль при торможении.
Калькулятор тормозного пути
Формула тормозного пути
Формула для нахождения тормозного пути
Формула для нахождения тормозного пути применяется в подразделениях ГИБДД. Именно она используется в нашем калькуляторе. В этой формуле:
Кт — тормозной коэффициент (для легкового автомобиля равен 1),
V — скорость автомобиля,
Kсц — коэффициент сцепления.
Понятия и пояснения
Тормозной путь — это путь, который проходит автомобиль с момента, когда сработал тормозной механизм до полной остановки автомобиля. На него влияют:
Остановочный путь — путь с момента обнаружения опасности до полной остановки автомобиля. Понятно, что тормозной путь входит в остановочный. Кроме того в остановочный путь входят:
Первый параметр зависит от множества факторов, определяющим из которых является времени реакции водителя. По результатам многочисленных экспериментов, оно может меняться от 0,3 до 1,5 секунды. В среднем можно считать время реакции водителя равное 1 секунде. Кроме этого существует понятие «нормативное время восприятия сложной ситуации» равное 0,8 секунды. Также установлено, что время реакции у женщин, при возникновении сложной дорожной ситуации может достигать 2,5-3 секунд, тогда как у мужчин 1,5-2 секунды. Кроме этого на время реакции влияет:
Время срабатывания тормозной системы зависит от ее типа и технического состояния. Тормозная система с гидравлическим приводом срабатывает за 0,2 – 0,3 секунды, с пневматическим за 0,5 –0,6 секунд.
Тормозной путь при экстренном торможении автомобиля
Безопасная дистанция между автомобилями
Согласно п. 13.1 Правил дорожного движения, водителю необходимо держаться от впереди идущего транспортного средства на достаточном расстоянии, которое позволит ему вовремя затормозить.
Несоблюдение дистанции является одной из главных причин транспортных аварий.
При резкой остановке впереди идущего транспорта у водителя автомобиля, вплотную следующего за ним, нет времени для торможения. В результате происходит столкновение двух, а иногда и более транспортных средств.
Возможные последствия столкновений
Понятно, что столкновение транспортного средства с другим автомобилем или иным препятствием даже при небольшой скорости угрожает людям травмой, а в самом худшем случае – и гибелью.
Поэтому при возникновении аварийных ситуаций необходимо предпринять все возможное для предотвращения подобных столкновений и выполнить объезд препятствия или экстренное торможение.
Чем отличается тормозной путь от остановочного
Он включает в себя:
От чего зависит тормозной путь
Ряд факторов, влияющих на его длину:
Экстренное торможение
Экстренным (аварийным) торможением пользуются при возникновении опасности наезда или столкновения.
Не следует слишком резко и сильно нажимать на тормоз – в этом случае блокируются колеса, машина теряет управление, начинается ее скольжение по трассе «юзом».
Симптомы заблокированных колес во время торможения:
ВАЖНО: Если есть возможность, необходимо сделать предупреждающее торможение (полсекунды) для машин, следующих сзади, на мгновенье отпустить педаль тормоза и тут же начать экстренное торможение.
Типы экстренного торможения
1. Прерывистое торможение – нажать на тормоз (не допуская блокировки колес) и полностью отпустить. Так повторять до полной остановки машины.
В момент отпускания педали тормоза нужно выравнивать направление движения, чтобы избежать заноса.
Прерывистым торможением также пользуются при езде по скользкой или неровной дороге, торможении перед ямками или ледяными участками.
2. Ступенчатое торможение – нажать на тормоз до появления блокировки одного из колес, затем сразу ослабить давление на педаль. Повторять так до полного прекращения движения машины.
В момент ослабления нажатия на педаль тормоза нужно выравнивать рулем направление движения, чтобы избежать заноса.
В особых случаях можно понижать передачу не по порядку, а сразу на несколько.
При срабатывании системы ABS будет подергиваться педаль тормоза и появится хрустящий звук. Это нормально, необходимо продолжать изо всех сил давить на педаль, пока автомобиль не остановится.
ЗАПРЕЩЕНО: Во время экстренного торможения пользоваться стояночным тормозом – это приведет к развороту автомобиля и неконтролируемому заносу из-за полной блокировки колёс машины.