укажите какому типу социальных взаимодействий соответствует следующие характеристики обоюдная
Укажите какому типу социальных взаимодействий соответствует следующие характеристики обоюдная
Подробное решение Параграф § 19 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014
Вопрос 1. Зачем нужно знать, сколько нас, жителей России? Что знает статистика о продолжительности жизни россиян? Чем грозит современная демографическая ситуация в стране?
К числу основных задач статистического изучения населения относится рассмотрение следующих процессов:
– естественного формирования контингентов населения и смены поколений, т. е. образования и воспроизводства населения;
– формирования и изменения состава населения по полу, возрасту, социальному и экономическому составу, уровню образования и грамотности, этническим группам и многим другим признакам;
– расселения населения по территориям и происходящих здесь изменений;
В 2013 году Россия достигла самого высокого в истории страны показателя продолжительности жизни женщин — 76,5 лет (что превышает и показатели советского времени). При этом средняя продолжительность жизни по всему населению в целом (женщины и мужчины) за 2013 год увеличилась до 70,8 лет. Средняя продолжительность жизни россиян в 2014 году увеличилась до 71 года. Актуальные данные можно отслеживать в соответствующем разделе на сайте Федеральной службы государственной статистики.
Самый демографически неблагополучный Центральный федеральный округ выйдет на положительную динамику не ранее 2017 г. По данным за первое полугодие 2013 г. во всех областях Центрального региона сохранилась естественная убыль населения, в то время как Москва лидирует по показателям положительного сальдо естественного движения населения.
Вопросы и задания к документу
Когда в прессе появляется очередной демографический анализ ситуации в Российской Федерации, то снова речь заводится о проблемах, связанных с низким уровнем жизни. Мол, доходы не позволяют нашим гражданам иметь столько детей, сколько нужно стране для прироста численности её населения. Но позвольте. Неужели в середине — конце 1940-х годов, когда в СССР наблюдался резкий рост рождаемости, люди были обеспеченнее, чем сейчас. Неужели в 1980-е годы, когда средняя продолжительность жизни в СССР достигла рекордных для нашей страны 74 лет, народ купался в роскоши. Конечно же, нет. Выходит, что обеспеченность, жизнь «как сыр в масле» — это далеко не главный показатель роста числа жителей государства и средней продолжительности жизни. Примеров тому хватает и сегодня.
Далеко не прямую пропорциональность между доходами населения и его численностью можно наблюдать на примере целого ряда стран. Так, в Германии среди немецких семей (этнических немцев) сегодня редко можно встретить ту семью, в которой родилось более двух детей. Зато в семьях выходцев из Турции, проживающих в той же Германии, детей рождается не в пример больше.
На основе этих данных можно сделать вывод о том, что главенствующая роль в демографическом вопросе принадлежит системе ценностей — общественной ментальности народов, населяющих государство. Большую роль играют и религиозные корни.
Однако это вовсе не должно стать оправданием для тех представителей федеральных и региональных властей, которые желают списать низкую рождаемость только лишь на несознательность народа.
Очередная галочка напротив числа родившихся вовсе не означает, что от этого повысится численность населения села, города, области, края, республики и всего государства. Не нужно забывать о том, что главная российская демографическая проблема заключается не в количестве новорождённых, а в социальной ответственности как перед самим собой, так и перед обществом.
Не будем забывать, что демография не менее важная составляющая независимости государства, чем армия. Поэтому для решения демографической проблемы в России нужно целенаправленно и методично повышать уровень культуры и духовности в обществе, предлагать комплекс социальных гарантий для семей, продолжать вкладываться в медицину, развивать экономику, проводить популяризацию многодетных семей.
Вопрос 1. Автор спорит с теми, кто связывает демографические проблемы с низким уровнем жизни в России. Какие аргументы такой точки зрения автор подвергает сомнению?
Доходы не позволяют нашим гражданам иметь столько детей, сколько нужно стране для прироста численности её населения.
Низкая рождаемость – несознательность народа.
Вопрос 2. Какие причины проблем демографии автор считает основными? Чем он подтверждает своё мнение?
Главенствующая роль в демографическом вопросе принадлежит системе ценностей — общественной ментальности народов, населяющих государство.
Главная российская демографическая проблема заключается не в количестве новорождённых, а в социальной ответственности как перед самим собой, так и перед обществом.
Вопрос 3. Что, по мнению автора, необходимо для решения демографической проблемы в России?
Для решения демографической проблемы в России нужно целенаправленно и методично повышать уровень культуры и духовности в обществе, предлагать комплекс социальных гарантий для семей, продолжать вкладываться в медицину, развивать экономику, проводить популяризацию многодетных семей.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Вопрос 1. Чем характеризуется современная демографическая ситуация в России?
Всероссийская перепись населения, проведённая в 2010 г., показала, что численность постоянного населения Российской Федерации составила 142,9 млн человек. Российская Федерация сегодня занимает 9-е место в мире по числу жителей после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана, Бангладеш, Нигерии.
По сравнению с переписью 2002 г. численность населения уменьшилась на 2,3 млн человек, в том числе в городских населенных пунктах — на 1,1 млн человек, в сельской местности — на 1,2 млн человек.
Более четверти (26%) россиян проживают в Центральном федеральном округе, где плотность населения наибольшая и составляет 57 человек на 1 км2 (в среднем по России плотность населения — 8,3 человека на 1 км2). Почти так же плотно заселён Северо-Кавказский федеральный округ, плотность населения которого 54 человека на 1 км2. Самыми малонаселёнными к 1 января 2010 г. были Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Магаданская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, где плотность населения составляла менее 1 человека на 1 км2.
В 2009 г. впервые с начала 1990-х гг. наблюдался прирост числа жителей России. Он сложился как за счёт уменьшившейся естественной убыли, так и в результате увеличившегося миграционного прироста.
Вопрос 2. Какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России? Какие из этих факторов являются долгосрочными?
За последние сто лет Россия пережила несколько периодов, когда воспроизводство населения было «суженным», т. е. не обеспечивало прироста. Два из этих периодов были связаны с катастрофической смертностью в годы мировых и Гражданской войн, голода. После Великой Отечественной войны детская смертность стала сокращаться, одновременно понижались показатели рождаемости. Но уже с середины 1960-х гг. уровень рождаемости снизился до 2,1—2,2 ребёнка на одну женщину детородного возраста, что уже не обеспечивало простого воспроизводства населения. Тем не менее до начала 1990-х гг. население страны росло.
Резкое падение рождаемости в 1990-х гг. усугубило и без того неблагоприятное положение с воспроизводством населения. Но даже если бы сегодня удалось вернуться к показателям рождаемости, существовавшим до этого падения, скажем к показателям 1965—1985 гг., это не привело бы к восстановлению положительного естественного прироста населения страны. Возврат лее к более высокой рождаемости конца 1930-х или хотя бы начала 1950-х гг., когда больше половины населения России было сельским, сейчас маловероятен.
Вопрос 3. Какие позитивные изменения зафиксированы переписью населения 2010 г.?
Позитивную динамику в последний межпереписной период демонстрируют показатели рождаемости. В 2009 г. родилось 1,8 млн детей, что на 47,8 тыс. человек (на 3%) больше, чем в 2008 г.
С 2009 г. продолжилось снижение уровня младенческой смертности. Этот показатель опустился до 8,1 умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся.
Внешняя миграция в 2009 г. составляла всего 15% от общего миграционного оборота, однако именно она оказывает влияние на изменение численности населения России в целом.
ЗАДАНИЯ
Вопрос 1. Проанализируйте данные следующей таблицы, сделайте выводы о существующей тенденции и её влиянии на демографическую ситуацию.
Ужесточив порядок оформления труда мигрантов, правительство резко ухудшило ситуацию с легализацией иностранной рабочей силы.
Вопрос 2. Многие страны Европы столкнулись с серьёзными проблемами в связи с ростом миграции из стран Азии и Африки. Какие меры могут помочь России избежать повторения ситуации с молодёжной преступностью в пригородах Парижа, погромов в Лондоне и др.?
При разработке иммиграционной политики Российской Федерации представляется целесообразным использовать этот опыт, чтобы избежать повторения ошибок, уже допущенных европейскими странами в отношениях с этническими диаспорами и конфессиональными группами; во-вторых, исследованием миграционных процессов в таких странах Западной Европы, как Франция, Германия и Великобритания.
Основными мерами могут быть ограничение миграционных потоков, ужесточение законодательства в области миграции.
Вопрос 3. Составьте план устного сообщения по теме «Народонаселение России в зеркале демографии».
1. Демографическая ситуация в РФ;
2. Народы населяющие нашу страну;
3. Демографический кризис у разных народностях;
4. Пути выхода народов из демографического кризиса.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ К ГЛАВЕ 2
Вопрос 1. Как вы думаете, какие социальные ценности сравнил французский писатель и философ Вольтер, утверждая: «Не неравенство тягостно, а зависимость»? Разделяете ли вы данную точку зрения?
Социальную стратификацию и иерархию подчинительного типа.
Социальной стратификацией называют дифференциацию людей в обществе в зависимости от доступа к власти, профессии, дохода и некоторых других социально значимых признаков.
Иерархическая организация — структура с вертикальной формой управления (контроля) элементами, входящими в неё. Фактически это пирамида, каждым уровнем которой управляет более высокий уровень.
Вопрос 2. Вспомните одно из известных творений А. С. Пушкина и постарайтесь определить, можно ли назвать Евгения Онегина после его приезда в деревню маргиналом. Обоснуйте своё мнение.
Маргинал — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д.
Вопрос 3. Изложите свою точку зрения на положение в современной России представителей разных профессий. Для этого разместите на различных ступеньках социальной лестницы следующие профессии: сталевар, предприниматель, юрист, лётчик, шофёр, официант, менеджер, учитель, продавец, брокер, врач, банкир, инженер, учёный.
Социальная лестница – схема расстановки слоёв населения с точки зрения их материального и профессионального статуса. Чем больше материальных благ или проф. навыков-тем выше человек на социальной лестнице.
1 ступень – официант, сталевар, учитель, шофёр, продавец,
2 ступень – предприниматель, юрист, менеджер, врач, брокер
3 ступень – банкир, инженер, учёный, лётчик.
Вопрос 4. Укажите, какому типу социальных взаимодействий соответствуют следующие характеристики:
— обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, при этом ни одна из них не ущемлена в той степени, которую сама сочтёт неразумной, неприемлемой, т. е. каждая сторона получает то, что признаёт приемлемым, обоснованным;
— возможна направленность этого взаимодействия на достижение возникающей совместной цели (но не аналогичной), что содействует также укреплению гарантий сотрудничества, дружбы, партнёрства;
— подкрепление такими средствами обмена, как верность, признательность, уважение, поддержка.
Сотрудничество – процесс совместной деятельности, например в интеллектуальной сфере, двух и более человек или организаций для достижения общих целей, при котором происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия.
Вопрос 5. Обдумайте приведённые ниже высказывания. Первое принадлежит немецкому мыслителю Г. Лессингу: «Я вполне убеждён, что ни один народ в мире не одарён какой-либо способностью преимущественно перед другими», второе — русскому физиологу И. М. Сеченову, который отмечал, что основные черты мыслительной деятельности человека и его способности чувствовать не зависят ни от расы, ни от географического положения: «Только при этом становится понятным сознание нравственного и умственного родства между всеми людьми земного шара, к каким бы расам они ни принадлежали».
Как по вашему мнению, может ли влиять национальность на деятельность человека, на его отношение к труду, на выбор профессии, на овладение культурой? Свой ответ аргументируйте.
Национальность не может влиять на деятельность человека, на его отношение к труду, на выбор профессии, на овладение культурой. На все это оказывает влияние не столько национальность, сколько среда, воспитание, менталитет.
Менталитет – совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности. Также этот термин может быть использован для характеристики мировоззрения, образа мысли отдельного человека.
Вопрос 6. Английский писатель Э. Берджесс характеризовал семью как «единство взаимодействующих личностей». Сделайте из этой характеристики вывод: как автор рассматривал семью — как социальный институт или как малую группу?
Социальный институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил.
Малая социальная группа – объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.
Следовательно, Э. Берджесс рассматривал семью как малую группу.
Вопрос 7. В одном из классов прошло обсуждение вопроса «Чем является для меня моя семья и что она для меня значит?». Среди высказанных соображений были следующие: «Семья — это самые родные, близкие люди», «Семья — это вся моя жизнь. Я учусь у родителей очень многому, чему не научился бы сам», «В семье я научился думать», «Для меня семья — это большой коллектив. Если что-нибудь нужно сделать, мы делаем всей семьёй». К каким мнениям вы могли бы присоединиться? Почему? Как вы сами ответили бы на поставленный вопрос?
Семья — вот что важнее всего, вот что заставляет биться мое сердце.
Семья — самое уютное и теплое место на Земле. И в этом местечке ты по настоящему счастлив.
Вопрос 8. Как вы. понимаете следующие слова американского писателя XIX в. Р. Эммерсона: «В молодости мы бываем реформаторами, а в старости — консерваторами. Консерватор ищет благосостояния, а реформатор — справедливости и истины»? Какие аргументы вы могли бы привести против или в защиту этого суждения?
В молодости каждый человек с чем-то не согласен, он видит мир по-иному, хочет что-то изменить. Он спорит, пытается найти справедливость, чтобы изменить людей в лучшую сторону, изменить власть и т.д. Но вскоре человек понимает, что он ничего не сможет сделать. Это приходит ближе к старости, когда у тебя есть внуки, ты ищешь все возможное, чтобы прожить благополучно, ты согласен со своей зарплатой, работаешь днем и ночью, чтобы твоя семья имела все для благополучной жизни.
Укажите, какому типу социальных взаимодействий соответствуют следующие характеристики:обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, при этом ни одна из них не ущемлена в той степени, которую сама сочтет неразумной, неприемлемой, т. е. каждая сторона получает то, что признает приемлемым, обоснованным;возможна направленность этого взаимодействия на достижение возникающей совместной цели (но не аналогичной), что содействует также укреплению гарантий сотрудничества, дружбы, партнерства;подкрепление такими средствами обмена, как верность, признательность, уважение, поддержка.
Сотрудничество.
мне 5 поставили
Таких имен сколько угодно, например Хачатурян, Симонов, Джалиль, Васильев, Лиепа. Если набрать их имена в интернете, сможете собрать информацию и составить нужный рассказ
Екатерина II родилась 21 апреля 1729 г. в Штеттине.
Урожденная Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская происходила из бедного НЕМЕЦКОГО княжеского рода.
Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства
в России. Сама она получила прекрасное домашнее образование: обучение
иностранным языкам, танцам, политической истории, философии, экономики,
права и считалась умной и образованной женщиной. При Екатерине была создана
Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество
журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа,
открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.
Укажите, какому типу социальных взаимодействий соответствуют следующие характеристики : обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, при этом ни одна из них не ущемлена в т?
Укажите, какому типу социальных взаимодействий соответствуют следующие характеристики : обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, при этом ни одна из них не ущемлена в той степени, которую сама сочтет неразумной, неприемлемой, т.
Е. каждая сторона получает то, что признает приемлемым, обоснованным ; возможна направленность этого взаимодействия на достижение.
Примеры социального взаимодействия?
Примеры социального взаимодействия?
Три формы социального взаимодействия?
Три формы социального взаимодействия.
1. Что такое социальные интересы?
1. Что такое социальные интересы?
2. Что такое социальная связь и социальное взаимодействие?
3. Какими факторами обусловлено социальное взаимодействие людей?
4. Что является причиной социальных конфликтов?
Какой тип социального взаимодействия описан в фильме железникова чучело?
Какой тип социального взаимодействия описан в фильме железникова чучело.
Чем характеризуется взаимодействие социальных институто?
Чем характеризуется взаимодействие социальных институто?
Какими факторами обуславливается социальное взаимодействие людей?
Какими факторами обуславливается социальное взаимодействие людей?
Верны ли суждения о социальном взаимодействии?
Верны ли суждения о социальном взаимодействии?
А. Социальное взаимодействие является одним из видов социальных связей.
Б. Формами социального взаимодействия являются сотрудничество и соперничество.
Тип взаимодействия людей?
Тип взаимодействия людей.
Как взаимодействуют между собой социальные нормы и право?
Как взаимодействуют между собой социальные нормы и право.
Люди нам передают : традиции, обычаи, родной язык, культуру, знания об окружающем нас мире.
1)Политическая культура– это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентаций, установок иполитическогоповедения. 2)Право и правовая культура частично совпадают..
Здравствуй, приятель! Как поживаешь? Чем занимаешься? Я вот живу в городе Электроугли, там мало кто живет, мы живем в маленьком домике. У меня там есть друзья, школа. Я хотела бы с тобой повидаться, давно не виделись, приезжай к нам, у нас тут р..
Ценность ; праведное поведение Качества ; взаимоуважение, взаимопонимание, общительность, тактичноcть к окружающим людям.
Укажите, какому типу социальных взаимодействий соответствуют следующие характеристики : обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, при этом ни одна из них не ущемлена в т?
Укажите, какому типу социальных взаимодействий соответствуют следующие характеристики : обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, при этом ни одна из них не ущемлена в той степени, которую сама сочтет неразумной, неприемлемой, т.
Е. каждая сторона получает то, что признает приемлемым, обоснованным ; возможна направленность этого взаимодействия на достижение возникающей совместной цели (но не аналогичной), что содействует также укреплению гарантий сотрудничества, дружбы, партнерства ; подкрепление такими средствами обмена, как верность, признательность, уважение, поддержка.
Укажите любые два вида норм, которыми регулируются социальные взаимодействия?
Укажите любые два вида норм, которыми регулируются социальные взаимодействия.
Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями называются : 1) социальными взаимодействием 2) социальной системой 3) общественными отношениями?
Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями называются : 1) социальными взаимодействием 2) социальной системой 3) общественными отношениями.
Сложный план : социальное взаимодействие?
Сложный план : социальное взаимодействие.
Привести примеры соц?
Привести примеры соц.
Взаимодействий как сотрудничество и конкуренция.
Как вы думаете относится следующие действия к социальному взаимодействию или нет?
Как вы думаете относится следующие действия к социальному взаимодействию или нет.
Одинпопросил прикурить у другого.
Укажите, какому типу социальных взаимодействий соответствуют следующие характеристики : обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, при этом ни одна из них не ущемлена в т?
Укажите, какому типу социальных взаимодействий соответствуют следующие характеристики : обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, при этом ни одна из них не ущемлена в той степени, которую сама сочтет неразумной, неприемлемой, т.
Е. каждая сторона получает то, что признает приемлемым, обоснованным ; возможна направленность этого взаимодействия на достижение возникающей совместной цели (но не аналогичной), что содействует также укреплению гарантий сотрудничества, дружбы, партнерства ; подкрепление такими средствами обмена, как верность, признательность, уважение, поддержка.
Выберите формы социального взаимодействия : А) Материальное общение Б) Соперничество В) Сотрудничество Г) Когнитивное общение?
Выберите формы социального взаимодействия : А) Материальное общение Б) Соперничество В) Сотрудничество Г) Когнитивное общение.
Примеры типа социальных взаимодействий : 1)сотрудничество 2) конкуренция 3) конфликт?
Примеры типа социальных взаимодействий : 1)сотрудничество 2) конкуренция 3) конфликт.
Примеры взаимодействия экономической и социальной сферы?
Примеры взаимодействия экономической и социальной сферы.
Люди нам передают : традиции, обычаи, родной язык, культуру, знания об окружающем нас мире.
1)Политическая культура– это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентаций, установок иполитическогоповедения. 2)Право и правовая культура частично совпадают..
Здравствуй, приятель! Как поживаешь? Чем занимаешься? Я вот живу в городе Электроугли, там мало кто живет, мы живем в маленьком домике. У меня там есть друзья, школа. Я хотела бы с тобой повидаться, давно не виделись, приезжай к нам, у нас тут р..
Ценность ; праведное поведение Качества ; взаимоуважение, взаимопонимание, общительность, тактичноcть к окружающим людям.