В чем заключается помощь упреждение в педагогике
Способы педагогической поддержки воспитанников
Екатерина Симоненко
Способы педагогической поддержки воспитанников
Способы педагогической поддержки воспитанников используются педагогами, с одной стороны, когда у ребенка возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает, как их решать, с другой стороны, они действуют как превентивные меры, помогающие ребенку не создавать проблем или уметь разрешать их.
I. Способы педагогической поддержки здоровья, с помощью которых у ребенка укрепляется физическое и психическое здоровье, эмоционально-волевая сфера как базовые компоненты развития способностей ребенка, нравственной сферы личности.
II. Способы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя,веры в свои силы:
• способ самонаблюдения за своими эмоциями, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство.
III. Способы поддержкифизического здоровья ребенка:
• метод “оптимального режима жизни”;
• метод физических упражнений и занятия спортом;
IV. Способы педагогической поддержкипсихического здоровья ребенка:
• метод “устранения плохих привычек”;
• метод “выработки хороших привычек и положительных черт характера”;
V. Способы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
1. Способы, связанные с поддержкойэмоционально-нравственной сферы ребенка:
• метод “увлечения добрым делом”;
2. Способыукрепления чувства ответственности:
3. Способы,с помощью которых укрепляется воля ребенка:
VI. Способы педагогической поддержки развития способностей.
1. Способы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способовработы целям и полученному результату:
• метод коллективного анализа деятельности, размышления;
• метод тестирования и анкетирования.
2. Способы поддержки развития интеллектуальных способностей:
Организация эффективного взаимодействия с родителями как одно из условий психолого-педагогической поддержки семьи Проблема эффективного взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в.
Конспект итогового занятия в Центре игровой поддержки ребенка «Путешествие на поезде» Цели: Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Соотносить выразительные движения со словом. Развивать речевой слух, артикуляционный.
Мастер-класс «Создание условий для поддержки творческой, познавательной инициативы и самостоятельности детей» Современная ситуация в Российском образовании характеризуется интенсивными поисками путей формирования инициативного, ответственного человека,.
Методы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи и,.
Организация деятельности центра игровой поддержки ребенка для детей от 1 до 2 лет с применением педагогики М. Монтессори Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к.
Перспективный план работы Центра игровой поддержки ребенка Тема. Осень. Знакомимся и изучаем друг друга Цели и задачи. Формирование и закрепление знаний о себе как “Я”, “других людях”, правил социального.
Проект «Использование фольклора в математике как способ поддержки инициативы и самостоятельности старших дошкольников» ПРОЕКТ Тема. Использование фольклора в математике как способ поддержки инициативы и самостоятельности старших дошкольников в познавательной.
Создание условий в группе для поддержки инициативы и самостоятельности детей в изодеятельности. Слайд 1-тема… Слайд 2 текст из ФГОС о развитии инициативы и самостоятельности В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного.
Методы и приемы педагогической поддержки в дошкольном образовании
в тактиках педагогической поддержки дошкольного возраста
Суть педагогической поддержки состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий.
Понятие «педагогическая поддержка » в отечественную науку было введено О.С. Газманом.
ЧЕТЫРЕ ТАКТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
а) через позицию «педагогической адвокатуры» защищает ребёнка от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие;
б) через позицию «буфера» смягчает негативные обстоятельства;
в) развивает в ребёнке способности избавляться от страха перед обстоятельствами.
Какие это могут быть обстоятельства:
-Требования со стороны сильных направленные на саморазрушение, слом воли ребёнка, тотальный запрет быть самим собой.
-Угроза жизни и здоровью ребёнка.
-Препятствия непреодолимые для ребёнка и находящиеся за пределами зоны его ближайшего развития.
Защита необходима тогда, когда в результате чьих-то действий ребёнок становится «жертвой обстоятельств». В этом случае ребёнок находится в ситуации, когда его активность или блокирована извне, или заранее кем-то оценивается как неуспешная. Такая ситуация содержит в себе реальную угрозу развитию достоинства ребёнка. В этом случае педагог, находящийся в поддерживающей позиции обязан выступить адвокатом или буфером, чтобы помочь ребёнку отодвинуть этот напор, направленный на него со стороны других и расчистить некую площадку для переговоров между ребёнком и теми, кому он неугоден.
Нередко следствием «воспитательных» воздействий с помощью страха является повышенная тревожность детей, неуверенность в своих силах. Реальной опасности объективно нет, а они живут с постоянным ощущением возможной опасности. Такие дети чрезвычайно зависимы от внешних обстоятельств: они боятся негативной оценки, они боятся себя, поскольку, сравнивая себя с другими, обнаруживают не свои достоинства, а свои недостатки, считают себя «хуже всех» и обижаются на всех за это. Не всегда и не каждому ребёнку удаётся это состояние преодолеть, «вырасти из детского страха», нередко оно становится причиной многих его проблем.
Педагог, защищающий ребёнка, занимает позицию «педагогической адвокатуры». Данная позиция состоит в том, что «адвокат» согласен с ребёнком, который в ситуации явной не успешности заявляет: «Я невиновен. Я хочу быть в жизни успешным, и в этом я такой же Человек, как все!»
Поэтому «адвокат» защищает:
· Право ребёнка быть успешным.
· Право ребёнка быть не таким как все, не уметь делать то, что умеют делать все.
· Право ребёнка на поиск, пробу и ошибку.
· Право ребёнка отстаивать своё достоинство, протестовать против несправедливого обращения и критики.
· Право ребёнка отказаться от того, что ему не приемлемо.
· Право ребёнка, иметь собственные, какие угодно чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие.
· Право ребёнка менять свои решения или добиваться перемены договоренности, которая его не устраивает.
· Право ребёнка на защиту своих прав.
каковы бывают последствия утверждения своих прав в общении с другим. Важно помогать ребёнку осознавать, что зачастую неумение ребёнка защищать и утверждать свои права не ущемляя достоинство и право другого порождает у того намеренное противоборство и желание выйти в конфронтацию. Как важно и показывать ребёнку, что у него всегда есть возможность и выбор выйти из взаимодействия с тем, кто попирает его права без потери собственного достоинства и без утраты веры в себя.
Очевидно, что «педагогическая адвокатура» теряет свою целесообразность и эффективность в тактике «защиты», если она ситуативно жёстко блокируется теми, к кому она обращена. Если человек не может создать условия для удержания этой тактики, он должен от неё отказаться, поскольку вреда от неэффективного действия будет больше, чем от не деяния.
Суметь разблокировать собственную активность ребёнка, привыкшего ориентироваться на авторитет, потерявшего веру в себя и самоуважение, страшащегося неудачи, задача не из легких, она требует терпения и мастерства педагога. Но дальнейшее взаимодействие в логике педподдержки состоится, только если ребёнок сам предпринимает активные действия для достижения своих целей.
Тактика «помощи» рассчитана на то, чтобы ребёнок обязательно попробовал разблокировать свою активность и начал действовать. Но для того, чтобы он сделал это добровольно, ему необходимо узнать «вкус успеха» от самостоятельного достижения им желаемого.
Образовательный эффект тактики «помощи» состоит в том, что ребёнок вначале встретился с проблемой, ощущая себя немощным, незнающим, «хуже всех», а на выходе, после совершённых им самостоятельных действий, он имеет опыт нового самоощущения: «Я не хуже других. Я могу быть таким же успешным, как и другие. Все видели, как я сам успешно справился с задачей».
Тактика помощи направлена, прежде всего, на создание условий эмоционального комфорта для ребёнка. Чтобы ребёнок оказался способным разблокировать свою активность, ему необходимы гарантии того, что окружающие способны понять и поддержать его. «Помощь» создает условия для реабилитации окружающих в глазах ребёнка.
В задачах, которые необходимо решить в тактике «помощи» выделяются следующие:
1. Создать условия для поисковой деятельности ребёнка;
2. Предоставить ребёнку условия для рефлексии и фиксации поисковой деятельности.
3. Предоставить ребёнку в распоряжение знания, накопленные в культуре и в опыте других людей, которые подтверждают ценность активных действий в проблеме.
4. Обеспечить безопасность самореализации в пределах реальных возможностей ребёнка.
Умение общаться с детьми иногда трактуется, как способность правильно излагать и разъяснять воспитанникам какую-то информацию.
Но кроме всего, наличие способностей к общению с детьми предполагает:
1. Способность понять логику ребёнка, видеть вещи его глазами.
2. Способность видеть в ребёнке равноправную личность.
3. Готовность критически отнестись к самому себе, открыто принять критику в свой адрес от кого бы она ни исходила.
4. Способность признать ошибку.
5. Умение оказать влияние на ребёнка, предоставляя ему право на самопознание, самоанализ, сопоставления своей точки зрения с другими.
7. Владение словом, мимикой, жестом.
Каждый ребёнок имеет право на такого педагога, рядом с которым он может научиться культуре человеческого общения. Каждый педагог имеет возможность развить в себе качества человека, культурно общающегося.
Развитие способности совершать выбор
Педагога в тактике «содействия» отличает то, что он «не работает на будущее ребёнка», «не определяет его будущее», он реально создаёт условия для того, чтобы ребёнок, спеша в будущее, в меру осознанности строил и управлял своим настоящим. Не фантазировал по поводу жизни, а жил, но при этом постепенно осознавал, что самой своей жизнью он постоянно делает выбор себя для себя.
Главные условия перехода к тактике «содействия»:
— ребёнок объективно и субъективно не является «жертвой обстоятельств»;
— у него достаточно стабильное эмоциональное состояние;
— его самооценка не занижена.
Кредо тактики «содействия»: «Ребёнок, получив объективную возможность выбирать, должен стать субъектом выбора». Педагог содействует ребёнку в преодолении страха перед неизвестным. Он целенаправленно создаёт условия для развития способностей ребёнка совершать выбор, содействует расширению его субъектного опыта.
ребёнок сможет найти ответ, значит, он самоопределился в проблеме. Теперь дело только за проектированием деятельности по её решению.
ПОЗИЦИИ И ПРИЕМЫ «СОДЕЙСТВИЯ»
Педагог занимает позицию «слушающего» и «вопрошающего». Избегая позиции «советчика» и «эксперта». При этом он:
— сдерживает сиюминутные желания ребёнка действовать, вовлекая его в процесс осмысления того, что он хочет и намеревается сделать;
— постоянно интересуется его мнением и отношением к происходящему;
— упрощает конструкцию его ответов, до главного смысла в нём содержащегося, вопрошая при этом: «Правильно ли я тебя понял, ты сказал следующее…»
— расширяет возможности выбора за счёт «вбрасывания» новых вариантов, которые были ребёнку неизвестны.
Педагог занимает в тактике содействия позицию «рефлексивного зеркала» ребёнка:
— он часто, подобно эху, воспроизводит формулировки ребёнка, тем самым обеспечивая ему возможность услышать самого себя «со стороны»;
— он использует инверсию (перестановку, преобразование) как средство возвращения ребёнку противоречий, содержащихся в его намерениях (в утверждениях, в аргументации и т.д.), которые ребёнок или не заметил, или не захотел принимать во внимание;
— организует обратную связь (отражение), используя визуальную фиксацию положений, которые высказывает ребёнок (с помощью простых схем «изображает» логику высказывания).
НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬ ХОДИТЬ, НЕ ДАВАЯ ХОДИТЬ
В пределах зоны ближайшего развития педагог действует в тактиках «защиты» и «помощи».
В тактике «содействия» педагог принципиально не должен заставлять ребёнка делать то, что тот сам не хочет, не выбирает. Но старается, насколько это возможно и уместно, создать условия для появления ситуации открытого и неоднозначного выбора. Итак, образовательная суть данной тактики заключена в том, что
— ребёнок имеет возможность расширить свои представления о вариантах выбора;
— погружается в ситуацию конструирования, анализа и оценки возможного выбора;
— осознаёт, аргументирует основания собственного выбора;
— рефлексирует и фиксирует своё отношение к данным основаниям при учёте иного мнения по этому поводу;
— пробует действовать в соответствии со своим выбором, добиваясь результата;
— анализирует полученный результат, соотнося его с предшествовавшими усилиями и событиями;
— фиксирует собственную ответственность за результат;
— получает конкретный опыт развёрнутой деятельности по построению выбора, своего поведения в ситуации выбора, своих действий по его реализации, своих отношений с людьми, которые были до выбора, возникали во время выбора, остались после выбора;
— получает опыт самопознания, самоанализа и проектной деятельности в условиях выбора.
ОТ «СОДЕЙСТВИЯ» К «ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ»
Педагог через различные формы договора учит ребёнка не только овладевать своей свободой, но и учит понимать, какой страховкой они при этом пользуются.
Эта закономерность действует и в договоре, заключенном между педагогом и ребёнком. Следует учесть, что договор будет эффективен, если:
-для педагога и ребёнка договор является возможностью объединить их интересы и усилия и направить их на разрешение проблем ребёнка;
-оба видят друг в друге желанных партнеров по взаимодействию;
-между педагогом и ребёнком существуют доверительные и открытые отношения;
-они готовы к совместному исследованию проблемы;
-совместных сил ребёнка и педагога (знаний, умений, ресурсов) достаточно для решения проблемы (или для привлечения к ней новых сил).
Исходя из этих задач, педагог использует договор в качестве особой образовательной технологии, включающей в себя различные виды договорного взаимодействия: «Договор на условиях ребёнка», «Договор на условиях педагога», «Договор-компромисс», «Договор сотрудничество».
Поддержка проистекает из реальных нужд, которые ребёнок испытывает, но в силу ряда причин не может самостоятельно удовлетворить. Поэтому ему необходима помощь и поддержка другого человека (других людей). Можно сформулировать следующую закономерность : «Поддержка обнаруживает
себя в ситуации реальной проблемы ребёнка, которую педагог увидел и при этом осознал своё желание (необходимость) помочь ему».
Поскольку поддержка является откликом взрослого на реальную проблему ребёнка, то взрослый должен не только суметь увидеть, обнаружить существование самого факта затруднения у конкретного ребёнка, но и понять, как тот сам его видит, понимает, чувствует.
Педагогика поддержки ребенка в современном образовании.
Педагогика поддержки ребенка в современном образовании.
Педагогика поддержки необходима для того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностно ориентированный характер. При ее осуществлении главным предметом деятельности ребенка и взрослого является проблема ученика. От характера проблемы зависит выбор тактики педагогических действий.
Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной по характеру и социоцентрической по направленности педагогической деятельности идет практика гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания детей.
Под педагогикой поддержки понимается деятельность педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.
Суть педагогики поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности и развивать при этом потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь — «помощь» ребенку
То есть педагогическая поддержка –это
помочь другому обрести уверенность;
подкрепить то положительное, что есть в личности;
удержать от того, что мешает развитию, является тяжестью, грузом.
От того, насколько вовремя мы заметим, правильно поймём и будем корректно содействовать решению проблемной ситуации, в которой находится ученик, будет зависеть успешность педагогического влияния на развитие личности школьника, на становление и проявление его индивидуальности.
Каковы же нормы педагогики взаимодействия:
а) любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
г) ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов; Соблюдение принципа конфиденциальности. Это крайне важно для доверительного общения с детьми, особенно при проведении диагностических методик, интимно-личных бесед и консультаций. Только при полном доверии к взрослому помощь будет принята ребенком и, возможно, станет импульсом к активной внутренней работе.
д) признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление;
е) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы,
ж) умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
з) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
Нормы педагогики взаимодействия – это нормы нравственности каждого из нас.
Средства педагогической поддержки ребенка делятся на 2 группы.
Первая группа средств обеспечивает общую педагогическую поддержку всех учащихся и создает необходимый для этого тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внимательное, приветливое отношение учителя к ученикам, доверие к ним, привлечение к планированию урока, создание ситуаций взаимного обучения, использование деятельностного содержания, игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогичное общение и др.
Вторая группа средств направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка.
Вся деятельность по организации педагогической поддержки в школе строится поэтапно и включена в следующую структуру, которая имеет свое назначение, содержание и последовательность действий: диагностика, реализация и итоги, т.е. мониторинг.
Обратите внимание на экран. Здесь предоставлена диагностическая таблица по разным направлениям.
Здесь нам необходима и учебная, и психологическая диагностика и диагностика здоровья.
Реализационный этап – это включение ребенка в различные виды деятельности, организуется совместная работа по преодолению проблем. В качестве основной задачи этого этапа является поиск новых форм, методов и технологий работы с детьми
5 . Методы педагогической поддержки
Хочу обратить внимание на методы педагогической поддержки на реализационном этапе.
1.Методы педагогической поддержки здоровья:
Методы положительного эмоционального настроя (радостная перспектива, поощрения и похвала, самонаблюдение за своими эмоциями)
Методы поддержки физического здоровья ребенка (физические упражнения и занятия спортом, «постепенность», массаж и самомассаж)
Методы поддержки психического здоровья ребенка (устранение плохих привычек, выработка положительных черт характера, релаксация)
2. Методы развития духовно-нравственных и гражданских чувств:
Методы, связанные с поддержкой нравственной сферы ребенка (увлечение «добрым»делом, традиция, личный пример)
Методы укрепления чувств ответственности (доверие, просьба, беседа – размышление, лекции, поручения)
Методы укрепления воли ребенка (напоминание, сомнения, достижение согласия с самим собой)
3. Методы педагогической поддержки развития способностей:
Методы развития аналитико – рефлексивных способностей (наблюдение, коллективный анализ деятельности, рефлексии)
Метод поддержки развития интеллектуальных способностей («мозговой штурм», «деловая игра», психотренинг)
Методы поддержки развития организаторских способностей (творческое выполнение задач, игры, поручения, упражнения)
3. Методы педагогической поддержки развития способностей:
Методы поддержки развития организаторских способностей (творческое выполнение задач, игры, поручения, упражнения)
Методы поддержки развития коммуникативных способностей (создание воспитывающих ситуаций, коммуникативный тренинг, творческий поиск)
4. Методы развития самостоятельной личности:
Педагогическая поддержка
Содержание
Определение педагогической поддержки
Педагогическая поддержка — это деятельность педагога направленная на развитие свободоспособности ребенка.
Педагогическая поддержка, наряду с фундаментальными деятельностями по социализации ребенка обучением и воспитанием является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития ребенка.
Семантический и педагогический смысл понятия «поддержка» заключается в том, что поддерживать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека. Поддержка проистекает из реальных нужд, которые ребенок испытывает, но в силу ряда причин не может самостоятельно удовлетворить. Поэтому ему необходима помощь и поддержка другого человека (других людей).
Основные концептуальные положения о педагогической поддержке в России были разработаны О.С.Газманом.
Предмет, цель и задачи
Предметом педагогической поддержки, становится процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.
Целью педагогической поддержки выступает помощь растущему человеку в обретении себя, в работе с самим собой, т.е. в самоопределении и самореализации, «выращивание» субъектной позиции ребенка.
Задачами педагогической поддержки являются:
Профессиональные нормы
Н.Б. Крылова определяет нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции учителя (воспитателя).
Принципиальное отличие поддержки от традиционного руководства, в том, что педагог, взаимодействующий с ребенком на основе норм поддержки, видит в проблеме ребенка не «стресс для себя» или факт «компромата» для последующих «орг-выводов», а точку личностного роста ребёнка, он создает вместе с ним в пространстве его саморазвития новую образовательную ситуацию, что делает ребенка реальным субъектом его собственной жизнедеятельности и идентификации, а через них – и субъектом его собственного образования.
Тактики педагогической поддержки
Тактики направлены на становление в сознании ребенка представления о том, что для обретения независимости, необходимо научиться занимать рефлексивную позицию по отношению к проблеме и на этой основе самостоятельно строить целостную деятельность по ее разрешению, чтобы он учился не просто спонтанно действовать в ситуации проблемы, а размышлял над тем,
Разработкой тактик педагогической поддержки занимались ученые Н.В.Касицина, Н.Н.Михайлова, С.М.Юсфин.
Защита
Кредо тактики «защита»: «Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств». Педагог: а) через позицию «педагогической адвокатуры» защищает ребёнка от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие; б) через позицию «буфера» смягчает негативные обстоятельства; в) развивает в ребёнке способности избавляться от страха перед обстоятельствами. «Защита» используется в ситуации, когда по тем или иным обстоятельствам ребёнок становится «белой вороной», «гадким утёнком», «не таким, как все», вызывающим раздражение окружающих. Она квалифицирует как недопустимое, недостойное действие попытку взрослых «клеить на ребёнка ярлык неуспешности» — поскольку это прямое и целенаправленное посягательство на его самооценку, которая способствует стойкому неверию в свои силы, в себя — могущего стать хорошим и достойным человеком, «не хуже всех».
Педагог, защищающий ребенка, занимает позицию «педагогической адвокатуры». Данная позиция состоит в том, что «адвокат» согласен с ребёнком, который в ситуации явной неуспешности заявляет: «Я не виновен. Я хочу быть в жизни успешным, и в этом я такой же Человек, как все!». Задача «адвоката» не разоблачать общественные пороки, а помочь конкретному человеку. Ему нужно «защищая — не нападать».
Умения и способности педагога которые помогут в решении этой задачи:
Помощь
Тактика «помощи» рассчитана на то, чтобы ребёнок обязательно начал действовать. Но для того, чтобы он это сделал добровольно, ему необходимо «узнать вкус успеха».
Тактика «помощи», в основном, рассчитана именно на детей, которые самоблокируют свою активность, поскольку не в состоянии заблокировать свой страх перед внешней оценкой.
Если ребёнок или подросток не встречает в школе людей, которым он действительно интересен, важен, нужен, то у него с каждым днем теряется возможность быть сопричастным к тому, что там происходит. Многие дети защищается от проблемы, блокируя свою активность. Такой способ защиты делает человека как раз абсолютно беззащитным и беспомощным.
«Помощь» создает условия для «реабилитации» людей в глазах ребёнка, а это в свою очередь, становится условием для его самореабилитации. Ребёнку важно осознать, что он многое может. Стоит только попробовать преодолеть страх.
Успех первой пробы должен быть гарантирован. Ребёнок не должен разочароваться в себе и в людях, поскольку это разочарование может ещё больше укрепить в нем страх перед действием. Педагог, оказывая помощь, страхует ребёнка от этого разочарования. «Помощь» восстанавливает у ребёнка ощущение собственной значимости для других людей. Там, где она им была потеряна, там он должен её и найти — найти себя среди других.
Содействие
Кредо тактики «содействия»: «Ты всегда можешь совершить выбор — попробуй проверить себя!».
Главные условия перехода к тактикам «содействия» и «взаимодействия:
Педагог в тактике «содействия» «не работает на будущее ребёнка», а создаёт условия для того, чтобы тот, поспешая в будущее, в меру осознанности строил и управлял своим настоящим. Не учился «умозрительно» фантазировать по поводу жизни, а жил, но при этом постепенно осознавал, что самой своей жизнью он постоянно делает выбор себя для себя.
Проблема, которую помогает обнаружить и решить педагог, уже не столько житейская, сколько образовательная. Если в тактиках «защиты» и «помощи» педагог помогал ребёнку сосредоточиться на своих «могу» и тем самым освободить себя для действий, то тактика «содействия» направлена на желание искать и обретать смысл своих «Я хочу». Потребуются действия, связанные с осознанием и оценкой собственных желаний, интересов, мотивов и основ выбора, производимого в них. Потребуется привыкать к тому, чтобы осознавать себя человеком, свободно и ответственно выбирающим, реально действующим в соответствии со своим выбором.
Педагог занимает позицию «слушающего» и «вопрошающего», избегая позиций «советчика» и «эксперта». При этом он сдерживает сиюминутные желания ребёнка действовать, вовлекая его в процесс осмысления намерений; взрослый постоянно интересуется мнением ребёнка или подростка и отношением к происходящему; он выступает «рефлексивным зеркалом», упрощает конструкцию утверждений ребёнка до главного смысла в нём содержащегося (например, уточняя при этом: «Правильно ли я тебя понял, ты сказал следующее. »); он расширяет возможности выбора за счет «вбрасывания» новых вариантов, которые были ребёнку не известны.
В отличие от тактики «защиты» педагог не убирает с пути ребёнка преграды, на которые тот наталкивается (или которые, сам того не ведая, себе создаёт). Педагог не снимает общей доброжелательности общения, но он допускает, что ребёнку может быть эмоционально некомфортно тогда, когда он натолкнется на свою проблему и увидит, что решать её не может, пока не подумает, не выберет способ решения и не попробует его реализовать.
Тактика «содействия» по факту развивает критические, аналитические способности ребёнка, но главное — это то, что ребёнок учится концентрировать эти способности на осознание того, что проблема всегда имеет как минимум два варианта решений. Педагог в тактиках «содействия» и «взаимодействия» постоянно находится с ребёнком в диалоге. В диалоге невозможно все время кому-то доминировать, принуждая другого двигаться в своей логике. Диалог — это не интервью и не допрос, это беседа-размышление двух людей, объединенных желанием добраться до сути того, что ищут.
Взаимодействие
Кредо тактики взаимодействия: «Договор — это испытание свободой и ответственностью».
Образовательный эффект тактики взаимодействия состоит прежде всего в том, что ребёнок обретает опыт проектирования совместной деятельности. Взрослый при этом может реально продемонстрировать ребёнку различные культурные способы, которые помогают ему и ребёнку становиться более эффективными и успешными в своей совместной деятельности. У педагога создается уникальная ситуация напрямую «вживлять» в естественную ткань развития ситуации культурные формы организации и управления ею.
Договор — это единственная страховка, которую может реально предложить ребёнку педагог на этом уровне разрешения ребёнком проблемной ситуации. Договор помогает педагогу самому не потерять необходимый уровень реализма и ответственности: ведь он ни при каких обстоятельствах педагог не должен опускаться ниже той черты реализма, за которой не сможет ребёнку гарантировать безопасность.
Через процедуры, связанные с договором, взрослый учит подростка не только овладевать своей свободой, но и учит понимать, какой страховкой они при этом пользуются. Показывает, как эта страховка делается. Затем, если увидит, что ребёнок вознамерился идти без страховки, обязательно будет принимать меры по восстановлению необходимого уровня безопасности. Но прежде чем вступать с ребёнком в договорные отношения, педагог «готовит», «тренирует» его через тактику «содействия» познавать «принципы» восхождения к своей проблеме и учится самостоятельно следовать им.
В тактике «содействия» ребёнок познает себя и свои способности обходиться без «буфера», без чужой помощи встречать свою проблему. А «в договорной связке» с педагогом может попробовать осилить то, что одному пока не под силу.