В чем заключается разница между информационной системой и информационной технологией
Соотношение информационной технологии и информационной системы
Информационная технология тесно связана с информационными системами, которые являются для нее основной средой. На первый взгляд может показаться, что введенные в учебнике определения информационной технологии и системы очень похожи между собой. Однако это не так.
Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Основная цель информационной технологии – в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию.
Информационная система является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технические и программные средства связи и т. д. Основная цель информационной системы – организация хранения и передачи информации. Информационная система представляет собой человеко-компьютерную систему обработки информации.
Реализация функций информационной системы невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы. Например, информационная технология работы в среде текстового процессора MS Word, который не является информационной системой, информационная технология мультимедиа, где с помощью телекоммуникационной связи осуществляются передача и обработка на компьютере изображения и звука.
Таким образом, информационная технология является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе. В умелом сочетании двух информационных технологий – управленческой и компьютерной – залог успешной работы информационной системы.
Обобщая все вышесказанное, предлагаем несколько более узкие, нежели введенные ранее, определения информационной системы и технологии, реализованные средствами компьютерной техники.
Информационная технология – совокупность четко определенных целенаправленных действий персонала по переработке информации на компьютере.
Информационная система – человеко-компьютерная система для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную информационную технологию.
В начале использования компьютеров их основной функцией была обработка данных, включавшая расчеты заработной платы и другие бухгалтерские операции. Сегодня такие компьютерные системы называют системами электронной обработки данных (СЭОД) или бухгалтерскими системами. По мере дальнейшего развития компьютерных технологий их использование перемещается в сферу управления. Они начинают использоваться для создания информации, необходимой менеджерам для принятия решений. Сначала появились так называемые информационные системы управления (ИСУ), создающие управленческие отчеты. Дальнейшее совершенствование ИСУ в направлении их большей специализации на решение плохо структурированных задач привело к появлению систем поддержки принятия решений (СППР). Использование ИСУ и СППР привлекает внимание управленцев и специалистов по обработке информации уже около двух десятилетий. За последние годы появились еще две новые информационные технологии. Первая из них, реализуемая в ИС автоматизации офиса, использует компьютер для улучшения коммуникационных возможностей персонала организаций в общении между собой. Вторая, в основе которой лежит моделирование процессов человеческого мышления, получила название «искусственный интеллект». Важнейшим приложением искусственного интеллекта стали экспертные системы, представляющие собой новый класс компьютерных информационных систем, основанных на обработке знаний.
В настоящее время указанные разновидности компьютерных информационных систем, реализующих различные информационные технологии, можно встретить работающими в рамках одной организации, где они выступают как подсистемы общей компьютерной системы фирмы. Ознакомимся более подробно с некоторыми из них.
В чем заключается разница между информационной системой и информационной технологией
Понятие информационной системы, виды информационных систем используемых в образовании. Применение информационных систем и технологий в формировании информационной образовательной среды учебного заведения.
Задачи:
— рассмотреть содержание понятий информационная система, информационная технология;
— ознакомить с тенденциями развития информационных технологий.
1.1. Информационные системы
Современное общество называют информационным. При этом имеют ввиду, что значительная часть общества занята производством, хранением, переработкой и реализацией информации. Особенность этого общества заключается в непрерывном обмене информацией.
Совокупность методов и производственных процессов ИС определяет принципы, приемы, методы и мероприятия, регламентирующие проектирование и использование программно-технических средств для обработки данных в предметной области.
Информационные ресурсы – совокупность данных, представляющих ценность для организации (предприятия) и выступающих в качестве материальных ресурсов. К ним относятся файлы данных, документы, тексты, графики, знания, аудио- и видеоинформация.
Процесс обработки данных в ИС невозможен без использования технических средств и программного обеспечения.
Таким образом, информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Информационные системы предназначены для хранения, обработки, поиска, распространения, передачи и предоставления информации.
1.2. Информационные технологии
Технология при переводе с греческого означает искусство, мастерство, умение, а это процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализовываться с помощью совокупности различных средств и методов.
В толковом словаре по информатике дается следующее определение: «ИТ – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности».
Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.
1.3. Тенденции развития информационных технологий
В настоящее время с учетом базовых направлений, сформированных на федеральном уровне определены следующие приоритеты развития информационных технол огий:
1. Повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг(функций) в электронном виде и в режиме «одного окна», переход на межведомственное взаимодействие в электронном виде.
1.1. Разработка единых методических, организационных и технологических подходов к предоставлению государственных услуг в электронном виде.
1.2. Внедрение информационных систем оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, интегрированных с Единым порталом государственных и муниципальных услуг (функций), Единой системой идентификации и аутентификации.
2. Переход на межведомственное электронное взаимодействие при предоставлении государственных услуг, предполагающий сокращение объ е ма бумажных документов, подлежащих подготовке, предоставлению и хранению, использование единых справочников, классификаторов и регистров.
2.1. Развитие сети многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг, организация электронного взаимодействия государственных органов с многофункциональными центрами предоставления государственных услуг.
2.2. Внедрение систем оценки гражданами качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг.
Движущей силой развития телекоммуникационного рынка являются факторы:
— возрастание роли информационного продукта;
— потребности в обработке все возрастающих объемов информации, различных формах восприятия информации, в актуальности и точности информации послужило развитию этой тенденции;
— стандартизация в сфере информационных технологий;
— способность к взаимодействию между элементами информационных технологий различных производителей;
— глобализация информационных технологий.
— различный уровень знаний в области информационных технологий;
— соотношение стоимости разработки отдельных элементов информационных технологий и эффективности их применения;
— достоинства сосуществующих и взаимозаменяемых технологий;
— ликвидация промежуточных звеньев. Эта тенденция способствует непосредственному взаимодействию источника и потребителя информации;
— интеграция информационных технологий в бизнес-процессы.
1.4. Современный период развития информационных технологий в образовании
К началу 90-х годов XX века изменяется оценка роли и значимости компьютера в организации и управлении учебного процесса.
В нашей стране наиболее активные изменения в области внедрения информационных технологий в образование начались в 1998 г. Именно с этого года достаточно широко входит в систему образования глобальная сеть Интернет. Внедрение более мощных и совершенных компьютеров и компьютерных сетей способствует развитию предпосылок необходимости интенсивного развития и внедрения инновационных процессов в образование, поиска современных технологий обучения, основанных на самообразовании и проекти-ровании собственной траектории обучения, активно используются при разработке компьютерных средств обучения (КСО) личностно-ориентированный и личностно-деятельностный подходы.
Особенностями современного периода в развитии компьютерных технологий обучения является:
— значительные изменения в архитектуре компьютерной техники, как основы развития самой компьютерной технологии обучения;
— активное развитие сетевых технологий педагогического взаимодействия;
— становление в нашей стране дистанционно-образовательных технологий обучения, что позволило значительно расширить возможности для получения образования и непрерывного повышения квалификации специалистов любого профиля;
— положено начало интеграции образовательного пространства нашей страны в единое мировое информационно-образовательное пространство;
— и, наконец, намеченные и частично сделанные значительные шаги государства в создании и развитии единого информационно- образовательного пространства нашей системы образования.
Современный период развития информатизации образования связан не только с новыми поколениями компьютеров и развитием телекоммуникационных средств, но и активным использованием компьютерной техники в образовательном процессе. Изменяется отношение к новым средствам обучения и взаимодействия в педагогическом сообществе и со стороны государства.
Развитие процессов информатизации образования, как и всех сфер жизни общества, показало стремление ученых, педагогов, других специалистов использовать новые средства усиления интеллектуальной деятельности человека, в то же время компьютеризация сформулировала новые высокие требования к внутренним механизмам ответственности самого обучающегося за активизацию своей познавательной деятельности.
1.5. Мультимедийные технологии в обучении
Рассмотрим ряд определений и дефиниций. Под средствами мультимедиа обычно понимают комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю общаться с компьютером, используя самые разные для него среды: графику, гипертексты, звук, анимацию, видео.
Системы мультимедиа рассматриваются как новый вид технических средств обучения, интегрирующий разные виды информации – звуковую, визуальную, и обеспечивающий интерактивное взаимодействие с обучаемым.
Интересные возможности мультимедиа технологий используются при создании электронных учебных пособий и других материалов обучающего характера. Активное применение мультимедиа технологии открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
Мультимедиа технологии – способ подготовки электронных документов, включающих визуальные, аудиоэффекты и мультипрограммирование различных ситуаций под единым управлением интерактивного программного обеспечения.
Мультимедиа технологии – совокупность технологий (приемов, методов, способов), позволяющих с использованием технических и программных средств мультимедиа продуцировать, обрабатывать, хранить, передавать информацию, представленную в различных форматах (текст, звук, графика, видео, анимация) с использованием интерактивного программного обеспечения.
Мультимедийные технологии полностью укладываются в концепцию развития компьютерных технологий обучения. Следует подчеркнуть, что мультимедийные технологии имеют те же теоретические основы, что и компьютерные технологии обучения. Правильнее рассматривать мультимедийные технологии обучения как современный этап развития компьютерных технологий обучения, использующих дидактические возможности современного компьютера, новые технологии программирования и инструментальные среды для разработки компьютерных средств обучения.
Технологии сетевого компьютерного обучения позволяют принципиально изменить отношение к получению образования, необходимости непрерывного повышения своего культурно-образовательного уровня на протяжении всей своей жизни. В последнее время все чаще компьютерные сетевые технологии обучения называют Интернет-технологиями обучения или E-learning.
Контрольные вопросы
1. Что понимают под «системой»?
2. Приведите примеры различных систем, перечислите их элементы и цели использования.
3. Что такое информационная система?
4. Что такое информационная технология?
5. Решение каких задач обеспечивают информационные системы?
6. В каком направлении шло развитие целей информационных систем (информационных технологий)?
7. Какие процессы обеспечивают работу информационной системы?
8. Какие свойства присущи информационной системе?
9. Какие результаты можно ожидать от внедрения информационных систем в образование?
Задания для самостоятельной работы
1. Выявить взаимосвязь компьютерных, дистанционных и мультимедийных технологий.
2. Рассмотреть период развития информатизации образования Вашего времени (период выбрать самостоятельно).
Информационные системы и технологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Информационные системы (ИС)
Информационная система — объединение кадровых, технических, финансовых и иных ресурсов для поиска, обработки, распространения и хранения информации.
Понятие информационной системы трактуется в широком диапазоне смыслов в зависимости от контекста. Например, в соответствии с федеральным законом России «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий и технических средств.
Эксперт в области информационных технологий М. Р. Когаловский считает, что в понятие информационной системы помимо данных, программ, аппаратного обеспечения и людских ресурсов следует также включать коммуникационное оборудование, лингвистические средства и иные ресурсы, которые совместно обеспечивают «поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей».
В ГОСТ Р 53622-2009 используется понятие информационно-вычислительная система. Им обозначаются данные и системы управления ими, а также и прикладные программы, выполняющиеся на вычислительных средствах как единое целое для решения определённых задач.
Рисунок 1. Схема информационной системы Московского авиационного института. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
ИС, работающая в рамках современной организации, представляет собой чаще всего программное обеспечение, реализующее определенную коммерческую стратегию. На практике в связи со сложностью создания ИС, охватывающих все аспекты деятельности организации, параллельно работают несколько систем: управление производством, финансово-хозяйственной деятельностью, электронный документооборот и т. д. Этот довольно типичный для современных предприятий и организаций подход называют «лоскутной автоматизацией».
Готовые работы на аналогичную тему
Классификации информационных систем
Существует несколько оснований для классификации ИС:
Информационные технологии (ИТ)
Существует множество определений информационных технологий. Одно из наиболее общеупотребительных дано международной организацией по развитию науки и культуры ЮНЕСКО: ИТ — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
ИТ охватывает все области передачи, хранения и восприятия информации, в том числе докомпьютерные (например, организация бумажных архивов, картотек). В настоящее время ИТ всё чаще ассоциируют именно с компьютерными технологиями.
Наиболее важные отрасли ИТ:
Современное состояние рынка ИС и ИТ
Рынок ИС и ИТ сформировался в 1990-е годы и быстро стал одним из наиболее капиталоемких. К настоящему времени на нем действуют несколько крупных игроков, предоставляющий широкий спектр товаров и услуг, связанных с созданием ИС и развитием ИТ.
Рисунок 3. Основные участники рынка ИС и ИТ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рассмотрим основные направления деятельности некоторых из этих корпораций.
В чем заключается разница между информационной системой и информационной технологией
1.5 рПОСФЙЕ ЙОЖПТНБГЙПООПК УЙУФЕНЩ (йу): ПУОПЧОЩЕ ФЕТНЙОЩ Й ПРТЕДЕМЕОЙС. ьФБРЩ ТБЪЧЙФЙС йу. уППФОПЫЕОЙЕ НЕЦДХ йу Й йф
чУЕ ПВЯЕЛФЩ РТЕДУФБЧМСАФ УПВПК ФБЛ ОБЪЩЧБЕНХА УЙУФЕНХ. йИ РПЧЕДЕОЙЕ, ИБТБЛФЕТЙУФЙЛЙ ТБУУНБФТЙЧБАФУС Ч УЙУФЕНОПН ПВЯЕЛФЕ.
уЧПКУФЧБ УЙУФЕНЩ (Ч Ф.Ю. йу):
уЙУФЕНЩ ЪОБЮЙФЕМШОП ПФМЙЮБАФУС НЕЦДХ УПВПК ЛБЛ РП УПУФБЧХ, ФБЛ Й РП ЗМБЧОЩН ГЕМСН. рТЙЧЕДЕН ОЕУЛПМШЛП УЙУФЕН, УПУФПСЭЙИ ЙЪ ТБЪОЩИ ЬМЕНЕОФПЧ Й ОБРТБЧМЕООЩИ ОБ ТЕБМЙЪБГЙА ТБЪОЩИ ГЕМЕК (ФБВМ.1.1).
уЙУФЕНБ | ьМЕНЕОФЩ УЙУФЕНЩ | зМБЧОБС ГЕМШ УЙУФЕНЩ |
жЙТНБ | мАДЙ, ПВПТХДПЧБОЙЕ, НБФЕТЙБМЩ, ЪДБОЙС Й ДТ. | рТПЙЪЧПДУФЧП ФПЧБТПЧ |
лПНРШАФЕТ | ьМЕЛФТПООЩЕ Й ЬМЕЛФТПНЕИБОЙЮЕУЛЙЕ ЬМЕНЕОФЩ, МЙОЙЙ УЧСЪЙ Й ДТ. | пВТБВПФЛБ ДБООЩИ |
фЕМЕЛПННХОЙЛБГЙПООБС УЙУФЕНБ | лПНРШАФЕТЩ, НПДЕНЩ, ЛБВЕМЙ, УЕФЕЧПЕ РТПЗТБННОПЕ ПВЕУРЕЮЕОЙЕ Й ДТ. | рЕТЕДБЮБ ЙОЖПТНБГЙЙ |
йОЖПТНБГЙПООБС УЙУФЕНБ | лПНРШАФЕТЩ, ЛПНРШАФЕТОЩЕ УЕФЙ, МАДЙ, ЙОЖПТНБГЙПООПЕ Й РТПЗТБННОПЕ ПВЕУРЕЮЕОЙЕ | рТПЙЪЧПДУФЧП РТПЖЕУУЙПОБМШОПК ЙОЖПТНБГЙЙ |
уЧПКУФЧБ ЙОЖПТНБГЙПООЩИ УЙУФЕН:
рТПГЕУУЩ Ч ЙОЖПТНБГЙПООПК УЙУФЕНЕ:
у ХЮЕФПН УЖЕТЩ РТЙНЕОЕОЙС ЧЩДЕМСАФ: ФЕИОЙЮЕУЛЙЕ йу, ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙЕ йу, йу Ч ЗХНБОЙФБТОЩИ ПВМБУФСИ Й Ф.Д.
ьЛПОПНЙЮЕУЛБС ЙОЖПТНБГЙПООБС УЙУФЕНБ (ьйу) РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК УЙУФЕНХ, ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙЕ ЛПФПТПК ЧП ЧТЕНЕОЙ ЪБЛМАЮБЕФУС Ч УВПТЕ, ИТБОЕОЙЙ, ПВТБВПФЛЕ Й ТБУРТПУФТБОЕОЙЙ ЙОЖПТНБГЙЙ П ДЕСФЕМШОПУФЙ ЛБЛПЗП-ФП ЬЛПОПНЙЮЕУЛПЗП ПВЯЕЛФБ ТЕБМШОПЗП НЙТБ. ьйу РТЕДОБЪОБЮЕОЩ ДМС ТЕЫЕОЙС ЪБДБЮ ПВТБВПФЛЙ ДБООЩИ, БЧФПНБФЙЪБГЙЙ ЛПОФПТУЛЙИ ТБВПФ, ЧЩРПМОЕОЙС РПЙУЛБ ЙОЖПТНБГЙЙ Й ПФДЕМШОЩИ ЪБДБЮ, ПУОПЧБООЩИ ОБ НЕФПДБИ ЙУЛХУУФЧЕООПЗП ЙОФЕММЕЛФБ.
ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ УЖЕТЩ РТЙНЕОЕОЙС ьйу ЛМБУУЙЖЙГЙТХАФУС:
ьФБРЩ ТБЪЧЙФЙС ЙОЖПТНБГЙПООЩИ УЙУФЕН.
рЕТЧЩЕ йу РПСЧЙМЙУШ Ч 50-И ЗЗ. ч ЬФЙ ЗПДЩ ПОЙ ВЩМЙ РТЕДОБЪОБЮЕОЩ ДМС ПВТБВПФЛЙ УЮЕФПЧ Й ТБУЮЕФБ ЪБТРМБФЩ, Б ТЕБМЙЪПЧЩЧБМЙУШ ОБ ЬМЕЛФТПНЕИБОЙЮЕУЛЙИ ВХИЗБМФЕТУЛЙИ УЮЕФОЩИ НБЫЙОБИ. ьФП РТЙЧПДЙМП Л ОЕЛПФПТПНХ УПЛТБЭЕОЙА ЪБФТБФ Й ЧТЕНЕОЙ ОБ РПДЗПФПЧЛХ ВХНБЦОЩИ ДПЛХНЕОФПЧ.
60-Е ЗЗ. ЪОБНЕОХАФУС ЙЪНЕОЕОЙЕН ПФОПЫЕОЙС Л йу. йОЖПТНБГЙС, РПМХЮЕООБС ЙЪ ОЙИ, УФБМБ РТЙНЕОСФШУС ДМС РЕТЙПДЙЮЕУЛПК ПФЮЕФОПУФЙ РП НОПЗЙН РБТБНЕФТБН. дМС ЬФПЗП ПТЗБОЙЪБГЙСН ФТЕВПЧБМПУШ ЛПНРШАФЕТОПЕ ПВПТХДПЧБОЙЕ ЫЙТПЛПЗП ОБЪОБЮЕОЙС, УРПУПВОПЕ ПВУМХЦЙЧБФШ НОПЦЕУФЧП ЖХОЛГЙК, Б ОЕ ФПМШЛП ПВТБВБФЩЧБФШ УЮЕФБ Й УЮЙФБФШ Ъ/РМ.
л ЛПОГХ 80-И ЗЗ. ЛПОГЕРГЙС ЙУРПМШЪПЧБОЙС йу ЧОПЧШ ЙЪНЕОСЕФУС. пОЙ УФБОПЧСФУС УФТБФЕЗЙЮЕУЛЙН ЙУФПЮОЙЛПН ЙОЖПТНБГЙЙ Й ЙУРПМШЪХАФУС ОБ ЧУЕИ ХТПЧОСИ ПТЗБОЙЪБГЙЙ МАВПЗП РТПЖЙМС. йу ЬФПЗП РЕТЙПДБ, РТЕДПУФБЧМСС ЧПЧТЕНС ОХЦОХА ЙОЖПТНБГЙА, РПНПЗБАФ ПТЗБОЙЪБГЙЙ ДПУФЙЮШ ХУРЕИБ Ч УЧПЕК ДЕСФЕМШОПУФЙ, УПЪДБЧБФШ ОПЧЩЕ ФПЧБТЩ Й ХУМХЗЙ, ОБИПДЙФШ ОПЧЩЕ ТЩОЛЙ УВЩФБ, ПВЕУРЕЮЙЧБФШ УЕВЕ ДПУФПКОЩИ РБТФОЕТПЧ, ПТЗБОЙЪПЧЩЧБФШ ЧЩРХУЛ РТПДХЛГЙЙ РП ОЙЪЛПК ГЕОЕ Й НОПЗПЕ ДТХЗПЕ.
уППФОПЫЕОЙЕ НЕЦДХ йу Й йф.
фБЛЙН ПВТБЪПН, ЙОЖПТНБГЙПООБС ФЕИОПМПЗЙС СЧМСЕФУС ВПМЕЕ ЕНЛЙН РПОСФЙЕН, ЮЕН ЙОЖПТНБГЙПООБС УЙУФЕНБ. тЕБМЙЪБГЙС ЖХОЛГЙК ЙОЖПТНБГЙПООПК УЙУФЕНЩ ОЕЧПЪНПЦОБ ВЕЪ ЪОБОЙК ПТЙЕОФЙТПЧБООПК ОБ ОЕЕ ЙОЖПТНБГЙПООПК ФЕИОПМПЗЙЙ. йОЖПТНБГЙПООБС ФЕИОПМПЗЙС НПЦЕФ УХЭЕУФЧПЧБФШ Й ЧОЕ УЖЕТЩ ЙОЖПТНБГЙПООПК УЙУФЕНЩ.
Введение в информационные технологии
1.1. Понятие информационной технологии, ее свойства. Роль информационных технологий в развитии экономики и общества
Современное развитие общества приводит к возрастанию объема и усложнению задач, решаемых в области организации производства, процессов планирования и анализа, финансовой работы, связей с поставщиками и потребителями продукции, оперативное управление которыми невозможно без организации современной автоматизированной информационной технологии.
Информационный | Представляет собой процесс описания принципов и методов производства |
Социальный | Это кадры и их организация в процессе производства |
Инструментальный | Это орудия труда, посредством которых реализуется производство |
Единство понятий «технология» и «информационная технология» заключается, прежде всего, в том, что в основе и той и другой лежит процесс, под которым понимается определенная совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. При этом любой технологический процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализовываться с помощью совокупности различных методов и средств.
Методами информационных технологий являются методы обработки и передачи информации.
Сравнение технологии материального производства и информационной технологии приведено в табл. 1.1.
В целом можно выделить основные особенности информационных технологий ( рис. 1.1):
Информационная технология направлена на целесообразное использование информационных ресурсов и снабжение ими всех элементов организационной структуры. Информационные ресурсы являются исходным «сырьем» для системы управления любой организации, учреждения, предприятия, а конечным продуктом является принятое решение. Принятие решения в большинстве случаев осуществляется в условиях недостатка информации, поэтому степень использования информационных ресурсов во многом определяет эффективность работы организации.
Основная цель информационной технологии достигается за счет:
Информационная технология справляется с существенным увеличением объемов перерабатываемой информации, ведет к сокращению сроков ее обработки и является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов в управлении.
Автоматизированная информационная технология непосредственно связана с особенностями функционирования предприятия или организации.
Выбор стратегии организации автоматизированной информационной технологии определяется следующими факторами:
Основополагающим фактором для построения автоматизированной информационной технологии с привязкой ее к принятой модели управления и существующей информационной инфраструктуре является область функционирования экономического объекта, в соответствии с которой предприятия и организации можно разделить на группы, представленные в табл. 1.2.
Область функционирования предприятия или организации | Тип предприятия или организации в соответствии с производственно-хозяйственной или иной деятельностью |
---|---|
Органы власти | Местные, |
региональные; | |
федеральные | |
Государственные службы | Налоговые органы; |
органы социального обеспечения; | |
органы социального страхования; | |
органы медицинского страхования; | |
пенсионный фонд; | |
таможенные службы; | |
государственные нотариальные конторы; | |
арбитражные органы и другие | |
Государственные учреждения | Здравоохранение; |
образовательные учреждения | |
Сфера услуг | Банки; коммерческие страховые органы; |
клиринговые учреждения; | |
торгово-посреднические фирмы; | |
туризм; | |
консалтинговые фирмы; | |
лизинговые компании; | |
рекламные агентства; | |
факторинговые фирмы; | |
аудиторские фирмы и другие | |
Транспортная система | Железнодорожный транспорт; |
автомобильный транспорт; | |
водный транспорт; | |
воздушный транспорт; | |
трубопроводный транспорт | |
Предприятия связи | Объединенные; |
специализированные | |
Производственные предприятия, которые классифицируются по следующим признакам: | Отраслевой и предметной специализации предприятий и организаций; |
административно-хозяйственной принадлежности предприятия; | |
структурой производства; | |
мощностью производственного потенциала; | |
>типом производства; | |
типам хозяйственных объединений предприятий |
В свою очередь производственные предприятия, имеющие специфику промышленной деятельности, можно классифицировать по шести основным классификационным признакам, представленным на рис. 1.2.
В зависимости от требований по решению задач управления экономическим объектом формируется технологический процесс обработки информации в организациях и на предприятиях различного типа. При этом при внедрении автоматизированных информационных технологий основными критериям являются величина предприятия и область функционирования, в зависимости от которых делается выбор программно-аппаратного обеспечения для решения конкретных функциональных задач, на основе которых принимаются соответствующие управленческие решения.
На малых предприятиях различных сфер деятельности автоматизация информационной технологии, как правило, связана с автоматизацией задач бухгалтерского учета, накоплением информации по отдельным видам бизнес-процессов, созданием информационных баз данных по направленности деятельности фирмы и организации телекоммуникационной среды для связи пользователей между собой и с другими предприятиями и организациями.
В средних предприятиях большое значение для управленческого звена играет организация электронного документооборота и привязка его к конкретным бизнес-процессам. Для таких предприятий характерно расширение круга решаемых функциональных задач, связанных с деятельностью фирмы, организация автоматизированных хранилищ и архивов информации, которые позволяют накапливать документы в различных форматах, предполагают наличие их структуризации, возможностей поиска, защиты информации от несанкционированного доступа и т. д.
На крупных предприятиях автоматизированная информационная технология строится на базе современного программно-аппаратного комплекса, включающего телекоммуникационные средства связи, многомашинные комплексы, развитую архитектуру «клиент- сервер «, применение высокоскоростных корпоративных вычислительных сетей.
Непременным условием повышения эффективности производственных, экономических, управленческих и других процессов, происходящих на предприятиях, в учреждениях и организациях, является информационная технология, обладающая гибкостью, мобильностью и адаптивностью к внешним воздействиям.
Информационная технология предполагает умение грамотно работать с информацией, программными продуктами и вычислительной техникой. Эффективность функционирования информационной технологии определяется ее основными свойствами, к которым относятся следующие, представленные на рис. 1.3.
Наличие компонентов и структуры.
Структура конкретной автоматизированной информационной технологии для своей реализации предполагает наличие трех основных взаимосвязанных составляющих:
Комплекс технических средств (КТС) | состоящий из средств вычислительной, коммуникационной и организационной техники |
---|---|
Программные средства | состоящие из общего (системного), прикладного (программ для решения функциональных задач специалистов) и инструментального программного обеспечения (алгоритмических языков, систем программирования, языков спецификаций, технологии программирования и т. д.) |
Система организационно-методического обеспечения | включающая нормативно-методические и инструктивные материалы по организации работы управленческого и технического персонала конкретной ИТ |
Взаимодействие с внешней средой предполагает организацию взаимосвязи информационной технологии с объектами управления, внешними предприятиями, организациями, включая потребителей и поставщиков продукции, финансово-кредитные органы и т. д. Взаимодействие информационных технологий различных экономических объектов организуется посредством программных и технических средств автоматизации.
Целостность. Информационная технология является целостной системой, способной решать задачи, не свойственные ни одному из ее компонентов.
Применение автоматизированных информационных технологий позволило представить в формализованном виде, пригодном для практического использования, концентрированное выражение научных знаний и практического опыта для реализации и организации социальных процессов. При этом предполагается экономия затрат труда, времени и других материальных ресурсов, необходимых для осуществления этих процессов. Поэтому автоматизированные информационные технологии играют важную стратегическую роль, которая постоянно возрастает. Можно выделить семь основных направлений, по которым информационная технология оказывает непосредственное влияние на развитие экономики и общества.
Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития.
Опыт показывает, что активизация, распространение и эффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, открытий, изобретений, технологий, передового опыта) позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов и т. д.
Информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества.
Общеизвестно, что развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а, главным образом, информация и научные знания. В настоящее время в большинстве развитых стран большая часть занятого населения в той или иной мере связана с процессами подготовки, хранения, обработки и передачи информации и, поэтому, вынуждена осваивать и практически использовать соответствующие этим процессам информационные технологии.
Информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий.
Объясняется это тем, что информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов. При этом они, как правило, реализуют наиболее важные, «интеллектуальные» функции этих технологий. Характерными примерами являются системы автоматизированного проектирования промышленных изделий, гибкие автоматизированные и роботизированные производства, автоматизированные системы управления технологическими процессами и т. п.
Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации.
В дополнение к ставшим уже традиционными средствами связи (телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи. Эти средства быстро ассимилируются культурой современного общества, так как они не только создают большие удобства, но и снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового общества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его все более динамичным перемещением по планете.
Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры.
Практически во всех развитых и во многих развивающихся странах компьютерная и телевизионная техника, учебные программы на оптических дисках и мультимедиатехнологии становятся привычными атрибутами не только высших учебных заведений, но и обычных школ системы начального и среднего образования. Использование обучающих информационных технологий оказалось весьма эффективным методом и для систем самообразования, продолженного обучения, а также для систем повышения квалификации и переподготовки кадров.
Информационные технологии играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний.
На смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путем накопления, классификации и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании вновь открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной науки, которые предоставляют современные информационные технологии.
Современные методы получения и накопления знаний базируются на теории искусственного интеллекта, методах информационного моделирования, когнитивной компьютерной графики, позволяющих найти решения плохо формализуемых задач, а также задач с неполной информацией и нечеткими исходными данными.
Использование информационных технологий может оказать существенное содействие в решении глобальных проблем человечества и, прежде всего, проблем, связанных с необходимостью преодоления переживаемого мировым сообществом глобального кризиса цивилизации.
Именно методы информационного моделирования глобальных процессов, особенно в сочетании с методами космического информационного мониторинга, могут обеспечить уже сегодня возможность прогнозирования многих кризисных ситуаций в регионах повышенной социальной и политической напряженности, а также в районах экологического бедствия, в местах природных катастроф и крупных техногенных аварий, представляющих повышенную опасность для общества.